Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Платформа Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию по архитектуре и урбанистике. Мы выбрали несколько архитектурных тем и поговорили с экспертами, которые планируют выступать.
Первый – Арсений Афонин, основатель проекта Софт Культура.
В среду, 7 сентября, в 19:00 он участвует в вебинаре «Лайфхаки самообразования для архитектора» совместно с Алексеем Лашковым, директором образовательного проекта «Аудитория*», основанным и поддерживаемым архитектурным бюро Меганом, и Юлией Селезневой из проекта LLLab. Зарегистрироваться на вебинар можно здесь.
Ниже – несколько слов о самообразовании и о приемах, которые помогут сделать его эффективным
Архи.ру: Как бы вы определили самообразование? Это все, кроме института и навыков, получаемых на рабочем месте? Или все, чему человек учится без посторонней помощи?
Арсений Афонин: Мне кажется, самообразование начинается тогда, когда человек берет на себя ответственность за свою образовательную траекторию, ставит цели и задачи, намечает путь и средства – становится, скажем так, автором своего образовательного проекта.
Строго говоря, на самом деле практически любое образование, за исключением долгосрочных фундаментальных образовательных программ, в которых предзадана длительная образовательная траектория какой-то институции, – это фактически и есть самообразование. И даже внутри фундаментального образования у каждого из нас есть достаточно большой люфт, чтобы дополнять, расширять, менять эту траекторию.
Если нам нужен термин «самообразование», то, наверное, для того чтобы как-то разграничить два понятия, самообразование – это когда мы сами отвечаем за то, чему мы учимся, образование – когда направление задано кем-то для нас «извне».
Предоставлено проектом Софткультура
Понятно, что учиться лучше всю жизнь, с активным интересом и самостоятельно. Но это звучит как идеал самодисциплины и ответственной заинтересованности делом. Как это происходит на самом деле? Человек в какой-то момент опоминается, что ему не хватает знаний, и ищет пути их пополнения, или все же либо развивается всю жизнь, либо всю жизнь стагнирует?
По нашему опыту, интерес к дополнительному образованию чаще всего связан с практической необходимостью. Либо это момент внутреннего кризиса, когда ты не понимаешь, в каком направлении хочешь развиваться и куда двигаться, либо когда не хватает навыков для выполнения определенной задачи во время учебы или в работе – это как раз ситуация, с которой работает, как правило, Софт Культура. Также часть людей берут курсы просто из любопытства, для переоценки своего скиллсета – хотят узнать, не появилось ли чего-то нового, не изменились ли технологии, и так далее.
Архитекторы люди занятые. Какой процент времени, по вашему, должен уходить на самообразование?
Мне кажется, здесь нет однозначного ответа – в разные моменты жизни нужно уделять разное количество времени самообразованию. Единственное, обязательно нужно понимать, умещается ли то количество часов, которое предполагает выбранная образовательная программа, в ваш график. Нет смысла выбирать интенсивный курс, если у вас нет достаточного количества свободного времени в день, и, наоборот, если вы располагаете временем, то не стоит растягивать обучение.
Как изменился за последние пять, к примеру, лет рынок самообразования? Есть какие-то качественные перемены?
Рынок дополнительного образования за последние пять лет изменился, мне кажется, довольно сильно. Во-первых, он почти полностью переехал в онлайн. После пандемии те люди, которые раньше шли на очные события и считали, что никак, кроме как в классе с тьютором, они не могут учиться, поняли, что это можно делать и в дистанционном формате. Поэтому мы закрыли очный формат в конце 2020 года. Во-вторых, изменились технологии, потому что они всегда меняются, изменились и программы, которые мы преподаем. Это не какое-то качественное изменение, это, скорее, плавное постепенное обновление, одни инструменты устаревают, другие приходят на смену.
За последние годы появились новые игроки на рынке, некоторые, наоборот, исчезли. Рынок дополнительного образования представлен, как правило, небольшими проектами, поэтому они достаточно неустойчивы. Таких игроков как мы, которым 7+ лет, их на самом деле очень мало.
Вопрос к вам как соруководителю Софт Культуры: как ученикам лучше подходить к вашим курсам, чтобы получить от них максимальную пользу? Не прошу все лайфхаки, кое-что вы озвучили выше, однако – дайте еще один-два совета...
Первое – предварительно подготовиться, определиться с целями и форматом. Есть дистанционные курсы, там надо подстраиваться под расписание, но плюсом становится прямое общение. Есть предзаписанные курсы, они спланированы несколько иначе и позволяют слушателю свободно распоряжаться своим временем. Читайте описания, задавайте вопросы – пишите нам. Для того, чтобы вы могли сориентироваться в программах, мы поддерживаем журнал, ведем видеоблог на youtube.
Предоставлено проектом Софткультура
С другой стороны, эффективность повышается, когда у вас есть возможность – не просто когда-нибудь, а сразу – применять полученные знания на практике. Имеет смысл подстраивать обучение под рабочую задачу, который человек занимается прямо сейчас: в этом случае происходит так называемый трансфер, «включающий» и закрепляющий знания.
Софткультура учит пользоваться программами, приложениями и прочим современным прикладным инструментарием. Какие еще сферы вы назвали бы актуальными для самообразования архитектора?
Почти все, что обходит стороной фундаментальное образование. Начиная от процессов, связанных с созданием собственного бюро и которые можно либо освоить на собственном опыте, либо что-то узнать от более опытных коллег – и заканчивая, к примеру, тем, как делать конкурсы. Можно перечислить очень многое, но это первое, что приходит в голову.