Архитектурный проектно-исследовательский институт при Харбинском политехническом университете
Здание Большого театра Чжэнчжоу объединяет в себе сразу четыре вместительных зала, предоставляя идеальные площадки для любой формы современного исполнительского искусства.
«Лодка искусства, плывущая по водам Хуанхэ» – именно такой образ выбрали специалисты Архитектурного проектно-исследовательского института при Харбинском политехническом университете для здания Большого театра в культурном квартале Чжэнчжоу. Торжественное и амбициозное, как многие китайские проекты, здание театрального центра имеет длину 204 м и объединяет под одной крышей сразу четыре вместительные площадки: собственно театральный зал на 1687 зрителей, концертный зал на 884 слушателей, еще один многофункциональный зал (421 место) и отдельный зал для оперных репетиций, вмещающий 461 человека.
Внешние стены по сути просто огораживают пространства залов, формируя единый организм. Их поверхности, несмотря на различную кривизну, разбиты на непроницаемые стандартные модули размером 2х3 м, которые были произведены заводским методом и закреплены на стальных балочных конструкциях. Такое решение позволило существенно удешевить и ускорить строительство. Стеклянные вставки и подсвеченные щели между более крупными компонентами фасада действительно заставляют вспомнить о надутых парусах лодок. Эффект заметно усиливается в темное время суток. Сами прихотливые линии «парусов» одновременно напоминают о девяти главных изгибах русла реки Хуанхэ. Все это накрыто кровлей, в которой использованы стальная сетка, легкие композитные панели со стальными рамами и влагостойкая ТПО мембрана.
Богатые культурные традиции Великой китайской равнины, которые по замыслу авторов и заказчиков должен нести миру гигантский театр-корабль, находят и другие, довольно условные аллюзии в архитектурном облике здания. Например, в изгибах стеклянных панелей центрального входа использован мотив особых гвоздей с полусферическими шляпками, которыми в древности украшались ворота китайских дворцов, а бронзовый оттенок алюминиевых конструкций остекления напоминает о наследии династий Ся и Шан и о специфическом цвете воды в реке. И даже дорожка световых фонарей на крыше составлена из отверстий каплевидной формы. Благодаря особому устройству и внутренней отражающей поверхности эти «брызги» эффективно доставляют естественный свет во внутренние зоны.
Огромное здание, объединяющее сразу несколько типов сценического пространства, оказалось очень непростым с точки зрения проектирования и внутренней структуры. Потребовалось дифференцировать и тщательно продумать связи между залами, разделить и направить потоки публики. Особое внимание архитекторам пришлось уделить вопросам акустики, ведь у каждого зала были свои требования, и кроме того представления могут проходить в разных помещениях одновременно, и противопожарной безопасности – из-за внушительных размеров здания грамотно организовать пути эвакуации было довольно сложно.