Интервью с Юлией Аксеновой, куратором выставки «Мыслящий ландшафт» в Музее Москвы.
До 21 августа в Музее Москвы открыта совместная с галереей «Триумф» выставка «Мыслящий ландшафт», посвященная художественному исследованию окружающего пространства и поиску новых форм взаимодействия с ним – через живопись, архитектуру, скульптуру, фотографию, видеоарт. Об устройстве выставки и главных работах рассказывает куратор Юлия Аксенова.
Юлия Аксенова, куратор выставки «Мыслящий ландшафт» в Музее Москвы
Фотография предоставлена пресс-службой Музея Москвы
Главная тема выставки – окружающее пространство. Это достаточно широкое понятие, можете ли вы рассказать подробнее, с какими темами работали художники?
Важной темой стала археология ландшафта, помогающая нам ощутить его многослойность, увидеть складки времени, отпечатки ушедших эпох и идеологий. Другая часть работ обращается к вопросу о том, как зависит ландшафт от культуры и природы и как культура и природа зависят от него. Одной из главных проблематик выставки является идея создания современного памятника, своеобразного временного монумента, осмысляющего поворотные точки истории. В своих высказываниях художники размышляют о его идеалах и формах, говорят о том, как важно для каждого из нас найти свое место в бесчисленном множестве смысловых миров и обрести почву под ногами.
Как вы отбирали художников для этой выставки?
Для нас важно было вписать работы в новое выставочное пространство Музея Москвы, которое открылось после ремонта в прошлом году. Подчеркнуть характер архитектуры, протяженность трех нефов, которые отсылают к традиционной средневековой византийской архитектуре – базилике. Именно поэтому в центре экспозиции мы поместили рамы от иконостаса, найденные художником Василием Кононовым-Грединым в заброшенной деревне Кировской области. А рядом сайт-специфическую работу «Апостолы» Николая Рындина. Два апостола были замечены нами в живописной открытой кладке на столбе, а два других художник Николай Рындин высверлил в старых советских дверях.
Николай Рындин, «Апостолы»
Фотография предоставлена пресс-службой Музея Москвы
В экспозиции представлены работы художников разных поколений, что их объединяет и отличает в подходе к теме ландшафта?
Этот проект, скорее, о связи поколений, об общности мыслей, культурного кода. Многие художники работают в традиционных медиа и словно продолжают, комментируют идеи друг друга. Так, проект Александра Бродского, сделанный специально для выставки, представляет собой минималистичный объект разворачивающийся в пространстве на несколько метров в форму параллелепипеда, который наполнен сотней шаров, скомканных из плотной черной бумаги. Впереди виднеется работа Николая Полисского «Русская античность» – руины словно когда-то существовавшего русского античного храма. Объект Бродского рядом с колоннами Николая Полисского еще острее начинает ассоциироваться с ручным трудом, вспаханным полем, плодородной землею.
Николай Полисский, «Русская античность»
Фотография предоставлена пресс-службой Музея Москвы
Николай Полисский, «Русская античность»
Фотография предоставлена пресс-службой Музея Москвы
На какие объекты выставки вы бы посоветовали посетителям обратить особое внимание?
Экспозиция открывается проектом Ольги Чернышевской под названием «Ноосфера», отсылая к концепции Владимира Вернадского о высшей стадии развития разумной деятельности человека.
Ольга Чернышевская «Ноосфера»
Фотография предоставлена пресс-службой Музея Москвы
Проект состоит из серии фотографий, которые фиксируют билборды по краям дорог с портретами писателей XIX- XX веков. Большая часть изображения занимает небо, где, по словам художницы, сконцентрированы «проекции человеческого сознания», «центры человеческого духа». Оставляют ли эти проекции, идеи здесь, на земле? Следует ли за ними человечество?