После двухлетней реконструкции в Москве открылся первый и единственный в России музей, посвящённый криптографии – науке о методах защиты информации.
Без криптографических алгоритмов и устройств невозможно представить современную коммуникацию, эти технологии используются повсеместно: от мессенджеров до платёжных систем. Однако методика шифрования появилась задолго до цифровой эпохи. Об этом рассказывает музейная экспозиция, выстроенная в обратном порядке, то есть от наших дней до архаического периода. Двигаясь таким маршрутом, посетители могут совершить путешествие обратно в прошлое до момента зарождения письменности.
Музей криптографии Фотография пресс-службы музея Криптографии
В Музее собрана уникальная коллекция шифровальной техники, средств передачи информации и документов, многие из которых впервые рассекречены. Основная экспозиция состоит из интерактивных инсталляций, обучающих игровых экспонатов и разнообразного мультимедиаконтента. Гости могут разгадать криптографические загадки, обнаружить взаимосвязь криптографии и важных исторических событий, заглянуть в будущее.
Историческое здание Музея, насчитывающее почти 140 лет, достойно отдельного внимания. С 1885 году оно служило приютом для сирот. После революции и вплоть до окончания Великой Отечественной войны строение занимали колония для беспризорников, детские дома и школы.
C 1945 по 1954 год там находилась Марфинская лаборатория, знаменитая «шарашка», где создавали технику секретной связи. Для работы привлекались советские заключённые – математики и лингвисты, среди которых был и писатель Александр Солженицын. Опыт пребывания в этом месте стал основой для его романа «В круге первом».
В 1955 году лаборатория была преобразована в Научно-исследовательский институт автоматики, который продолжил разработку аппаратуры секретной связи. Именно в НИИ автоматики был создан «ядерный чемоданчик» – автоматизированная система управления ядерным арсеналом России.
Здание оставалось засекреченным объектом вплоть до 2019 года, когда было передано Музею криптографии. Также были предоставлены рукописи, документы и фотографии, предметы быта и другие уникальные артефакты, которые стали частью экспозиции «Память здания» – отдельного зала, посвященного зданию и людям, чьи судьбы были с ним связаны.
Во всём облике музейного здания прослеживается отпечаток богатой истории, поэтому во время реконструкции было важно обновить его так, чтобы сохранить неповторимый дух. Свой вклад в решение этой непростой задачи внес немецкий производитель сантехники премиум-класса Duravit. Санузлы Музея оборудованы раковинами из коллекции Vero и унитазами Architec.
Унитаз подвесной ArchitecПредоствалено DuravitРаковина VeroПредоствалено DuravitРаковина VeroПредоствалено Duravit
Разработанная профессором Фрэнком Хустером керамическая серия Architec основана на сочетании двух архитектурных элементов – квадрата и круга. Они стали базой для создания вневременного дизайна, подходящего даже для исторических зданий.
Геометричные раковины Vero не только эстетичны, но и долговечны, что подтверждает пожизненная гарантия на всю керамику от Duravit. Таким образом, сантехника перестаёт быть просто функциональным предметом, а становится объектом высококачественного дизайна.
|