Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.03.2022

Умер Кристофер Александр

Нина Фролова

Теоретик архитектуры, автор книги «Язык шаблонов» Кристофер Александр скончался в возрасте 85 лет.

Кристофер Александр – один из немногих архитекторов, повлиявший не только на свою профессиональную сферу, но также и на совсем иную область – программирование: например, его исследование и использование шаблонов стало основой для аналогичного подхода в компьютерных языках, а его фундаментальный труд «Язык шаблонов» предвосхитил структуру сайта, в частности, используемую «Википедией».
 

Кристофер Александр
Кристофер Александр
Фото: Michaelmehaffy via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International

Это, конечно, не случайность: Александр закончил в 1959 Кембриджский университет одновременно по направлениям архитектуры и математики. Затем он отправился учиться в Гарвард и надолго остался в США – с 1963 по 1998 преподавал в Калифорнийском университете в Беркли. Его подход – поиск вневременных, гуманистических, обращенных к человеку и рассчитанных на его физический и эмоциональный комфорт индивидуальных решений – оказал значительное влияние на течение «нового урбанизма». Однако, хотя сам Александр еще со времени Кембриджа отвергал типовые решения модернизма, его идеи не противоречат неомодернистскому подходу, так как они не диктуют определенный стиль.
 
Кристофера Александра привлекали к сотрудничеству городские власти по всему миру, от индийского штата Гуджарат до Англии, Израиля, Венесуэлы. Поэтому неслучайно, что его главный труд – «Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство» (1977) – впервые появился на русском языке в рамках издательской программы Москомархитектуры (2014).
 
Его интерес к «паттернам» и их вариативности не ограничивался областью архитектуры и городского планирования: Кристофера Александра интересовали орнаменты как таковые – в традиционном зодчестве и ремесле. Он интерпретировал азиатские мотивы в своих собственных работах, а также собрал обширную коллекцию восточных ковров, которые были источником вдохновения для его живописных полотен – абстрактных композиций на тему повторяющихся узоров.