Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.02.2022

«Черная часовня»

Нина Фролова
Объект:
Летний павильон галереи «Серпентайн» 2022
Адрес:
Великобритания, None, Лондон.
Авторский коллектив:
Художник Тиастер Гейтс (Theaster Gates) при участии Adjaye Associates

Представлен проект очередного временного павильона лондонской галереи «Серпентайн» – для лета 2022 года. Его автор – американский художник Тиастер Гейтс.

Программа летних павильонов в Кенсингтонском саду в центре Лондона, рядом с постоянным зданием галереи «Серпентайн», началась в 2000 с Захи Хадид. Ее задумали как возможность познакомить столичную публику с выдающимися архитекторами, пока ничего не построившими в Великобритании (позже условие участия охватывало одну лишь Англию). В 2010-е фокус постепенно сместился со «звезд» на менее известные и более молодые фигуры, часто внезападные.
 

Тиастер Гейтс
Тиастер Гейтс
Фото © Sara Pooley. Предоставлено Serpentine Gallery

В этом году вновь произошла крупная перемена, оставшаяся без пояснений: архитектурный по сути своей проект впервые поручен художнику. Поддержку чикагцу Тиастеру Гейтсу окажет бюро Дэвида Аджайе, но речь именно о сопровождении проекта, не о соавторстве. Более того – проект вписывается в основное направление деятельности галереи – экспонирование современного искусства – и входит в посвященную творчеству Гейтса программу «Вопрос глины», которую «Серпентайн» реализует в Лондоне в 2021–2022 совместно с Музеем Виктории и Альберта, галереями «Уайтчэпл» и White Cube. На этом фоне совсем небольшой переменой – хотя и потерей для посетителей парка и павильона с практической точки зрения – станет смена его дневной функции: кафе там больше не предусмотрено.
 
Летний павильон галереи «Серпентайн» 2022
Летний павильон галереи «Серпентайн» 2022
© 2022 Theaster Gates Studio. Предоставлено Serpentine Gallery

Будущая «Черная часовня» – деревянное сооружение, которое должно напоминать печи для обжига в знаменитом британском центре керамического производства – Сток-он-Тренте, где, помимо прочего, родился и всю жизнь работал Джозайя Уэджвуд.
 
Тиастер Гейтс выбрал такой образец, потому что начинал он как художник-керамист, а сейчас обратился к инсталляциям и проектам городской регенерации, в которых он соединяет принципы планирования и художественной практики.
 
Летний павильон галереи «Серпентайн» 2022
Летний павильон галереи «Серпентайн» 2022
© 2022 Theaster Gates Studio. Предоставлено Serpentine Gallery

Название и назначение павильона обозначает его как место уединения и тишины, убежище от лондонской суеты днем, а вечером – пространство для собрания и осмысленного со-участия (запланирована программа мероприятий в сферах музыки, поэзии и танца). Об их начале будет объявлять звон колокола из снесенной чикагской церкви, который установят рядом.
 
Отсылка к религиозной архитектуре, по словам Гейтса, – признание влияния сакральных музыки и искусства на его творчество. Само название «Черная часовня» он уже использовал – для иной по форме и содержанию инсталляции в мюнхенском Доме искусства в 2019.
 
Павильон галереи «Серпентайн» будет открыт в Кенсингтонском саду в Лондоне с 10 июня по 16 октября 2022.