Principal in charge: Winy Maas
Partner: Fokke Moerel
Project Team: Sanne van der Burgh, Arjen Ketting, Gerard Heerink, Jason Slabbynck, Rico van de Gevel, Marjolein Marijnissen, Remco de Haan Competition Team: Sanne van der Burgh, Marta Pozo, Gerard Heerink, Elien Deceuninck, Saimon Gomez Idiakez, Jose Ignacio Velasco Martin, Jason Slabbynck, Mariya Gyaurova, Lukasz Brzozowski
Открывшееся в Роттердаме фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV полностью доступно посетителям – первое и пока единственное в мире. Это поможет сохранить музей для публики во время длительной реконструкции его основного здания.
Музей Бойманса – ван Бёнингена – городской, в его основе – две частные коллекции, конца XVIII – первой половины XIX веков и первой половины XX столетия, приобретенные Роттердамом. Фамилии их владельцев и образуют название учреждения.
Основное, кирпичное здание с издалека заметной башней возведено в 1930-х, в 1972 и 1991 к нему пристроили два выставочных корпуса. В наши дни оно, как часто случается с музеями, оказалось слишком тесным и не подходящим под современные схемы работы с посетителями. Что еще важнее, существовали угроза затопления и необходимость удалить асбест. Поэтому комплекс музея Бойманса – ван Бёнингена в 2019 закрылся, в 2020 архитекторами его реконструкции назначили Mecanoo, а датой завершения работ – 2028-й.
В тот момент к концу приближалось строительство совсем рядом фондохранилища: оно заменит посетителям «Бойманс – ван Бёнинген», пока он будет закрыт, а также станет новым словом в музейном деле. В последние десятилетия становится все более популярной идея «открытого запасника», тем более что даже при самом просторном здании средний музей может показать в своих залах не более 10% коллекции. Однако даже в «открытом запаснике» можно увидеть далеко не все экспонаты, или же их невозможно по-настоящему осмотреть, лишь окинуть взглядом стеллажи и системы хранения.
Поэтому проект MVRDV и претендует на статус первого в мире музейного фондохранилища (общая площадь – более 15 тыс. м2), полностью доступного публике. Это касается всех 151 тысяч экспонатов: даже обычно скрытые от вредного воздействия света рисунки, гравюры и фотографии любой посетитель может запросить для показа, а с кино- и видеоматериалами – ознакомиться в специальных «просмотровых». Живопись, скульптура, дизайн, арт-объекты можно изучать самостоятельно или же присоединиться к регулярным экскурсиям (доплачивать за участие в них не нужно). В атриуме с диагонально пересекающимися лестницами предусмотрено несколько витрин для «точечной» экспозиции тех или иных предметов.
Посетители смогут увидеть и повседневную работу музейных сотрудников – реставрацию, перемещение работ на выставку и их возвращение домой, различные исследования. По чисто техническому принципу будут размещены в фондохранилище экспонаты (о чем мы писали, когда здание построили в 2020): в зависимости от их материала и оптимальных условий его хранения, то есть отдельно разместят металл, пластик, органические объекты, неорганические объекты, фотографии.
Фондохранилище не потеряет своей роли в 2028, когда вновь откроется музей. Такой запасник был ему очень нужен, так как изначально коллекции хранились в цоколе, где давно стало небезопасно и тесно, и перемещенные оттуда произведения оказались разбросаны по пяти складам в разных точках Роттердама, что было чрезвычайно неудобно с точки зрения логистики. К слову, в новом здании MVRDV можно арендовать пространство для размещения частной или корпоративной коллекции (около 1600 м2), которую – при согласии ее владельцев – тоже возможно открыть для публичного осмотра.
На последнем, седьмом этаже постройки находится его главный после произведений искусства аттракцион: березовая роща (с небольшим вкраплением сосен), откуда можно полюбоваться видами города с высоты почти 40 метров. Там же находится работающий допоздна ресторан (на крышу ведет экспресс-лифт, поэтому от часов работы музея ее пространство не зависит): его павильон можно арендовать для проведения мероприятия. 75 многоствольных берез перед высадкой на кровле три года готовились в питомнике к пересадке, в частности, ради появления разветвленной корневой системы: ветровая нагрузка в саду над музеем гораздо выше, чем на уровне земли. Также в саду растут 20 сосен и различные травы.
Фондохранилище неспроста напоминает по форме чащу: чтобы вписаться в наземный ландшафт центра Роттердама и его подземное устройство («буферные» резервуары ливневой канализации) пятно застройки должно было быть минимальным. Поэтому в основании здание имеет диаметр 40 м, а на уровне крыши – 60 м. Округлая форма – отказ от заднего, «неглавного» фасада, который в таком важном окружении невозможно никуда обратить. По той же причине – плотная и значимая среда – фасады сделаны зеркальными (1664 стеклянных панелей общей площадью 6609 м2): они постоянно отражают окружение, меняясь вместе с погодой и временем суток, но не имеют своего цвета или выраженной фактуры.
Для поддержания оптимальных температуры и влажности в запаснике необходимо больше энергии, чем в обычном здании, поэтому ради экономии ресурсов здесь применили светодиодное освещение, геотермальный тепловой насос, солнечные батареи, новаторскую систему климат-контроля, сбор дождевой воды для полива сада на крыше (который сам по себе защищает фондохранилище от солнца) и использования в туалетах.