Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.10.2021

Какое значение имеет архитектура в сериале «Игра в кальмара»?

Алина Измайлова

Южнокорейский сериал «Игра в кальмара» стал одним из самых успешных запусков в истории Netflix: по данным самой стриминговой платформы, этот триллер об ужасах социального расслоения посмотрело более 132 млн человек (просмотр засчитывается, если сессия длится хотя бы две минуты). Успех сериала кинокритики объясняют наличием интригующего сюжета, социальной проблематики и ... масштабной сценографии. Количество CGI-графики в проекте сведено к минимуму – большая часть декораций, задействованных в девятисерийном фильме, была отстроена в натуральную величину в павильонах; на возведение некоторых из них уходило несколько недель. «Каждый раз, когда мы переезжали на новую съемочную площадку, было интересно узнать, как она будет выглядеть», – говорит исполнитель главной роли Ли Джон-джэ. Не так давно Netflix выложила на Youtube ролик, в котором съемочная группа рассказывают о том, как создавалась «Игра в кальмара» и какую роль в фильме играет «архитектурная» составляющая.

 

Основное действие триллера происходит на изолированном от внешнего мира острове, где 456 человек соревнуются друг с другом в смертельных играх, созданных по аналогии с детскими. Победитель получает 45 600 000 000 вон (почти 3 млрд рублей), проигравшие прощаются с жизнью. За ходом игры (и страданиями героев) наблюдают так называемые VIP-гости, они же спонсируют проведение кровожадного «чемпионата». «Я попытался [отразить реалии] современного капиталистического [общества]», – объясняет режиссер сериала Хван Дон-хёк. Пространственные решения стали ключевым инструментом повествования, раскрывающим замысел режиссера: сценография обнажает социально-экономическую несправедливость, царящую во вселенной «Игры», и одновременно с этим – вызывает приступы тоски по временам, «когда деревья были большими».

Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch

Так, комната, где игроки коротают время перед очередным раундом, своими габаритами и минималистичным наполнением больше напоминает склад, нежели жилое помещение. Функцию стеллажей здесь играют многоярусные кровати, установленные по периметру, а участникам, по словам режиссера, «отведена роль [обезличенных] товаров, сложенных на полках магазина». Койки, собранные в ступенчатые конструкции, также символизируют собой пресловутую социальную лестницу, ради восхождения по которой на пути к денежной свинье-копилке, подвешенной к потолку, участники готовы в прямом смысле пойти по трупам.
Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch

Ничтожность и беспомощность человека, играющего по правилам капитализма, подчеркивают исполинские габариты «игрового снаряжения» – смертоносной куклы, горок и прочих элементов «детской площадки». С другой стороны, такая несомасштабность призвана напомнить игрокам о настоящем детстве, «когда <...> игровая площадка [действительно] казалась очень большой», рассказывает режиссер.
 
 Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch
Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch
 Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch
Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch
 Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch
Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch

Лестница-лабиринт, с помощью которой участники ежедневно добираются до очередного этапа состязания, создана по мотивам литографии Маурица Корнелиса Эшера «Относительность» (1953). Многослойный «лабиринт», нарушающий законы гравитации, вызывает чувство дезориентации и потерянности, а обманчиво жизнерадостная цветовая гамма вводит и игроков, и зрителей в заблуждение и заставляет испытывать дискомфорт. Режиссер признается, что и сам испытывал сложности, когда приходилось снимать эпизоды с «лестницей Эшера»: было неясно, куда ставить камеры, и как давать указания съемочной группе, поскольку площадка лишена понятий верха и низа.
 Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch
Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch
 Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch
Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch
 Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch
Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch

Ослепительно белые помещения – там, где идет жеребьевка перед игрой в шарики и испытанием на стеклянном мосту – создают ощущение пустоты и гнетущего ожидания развязки. «[Мы попытались создать в белой комнате] жуткую атмосферу, <...> когда не знаешь, что произойдет после того, [как покинешь ее]», – поясняет художник-постановщик сериала Чхе Гён Сон.
 
Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch

Однако сюрреалистическая сценография впечатлила актеров не так сильно, как «псевдодеревня», где снимали сцену с игрой в «мраморные» шарики – собирательный образ кварталов, реально существовавших в Корее в 1970-х – 1980-х годах.
 Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch
Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch
 Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch
Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch
 Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch
Скриншот из видеоролика The design of Squid Game, канал BlessedArch

«Это была тщательно продуманная декорация, – рассказывает актер Пак Хэ-су, сыгравший неудачливого инвестора. – Мраморные [шарики], ржавые ворота и даже табличка на двери – если присмотреться, во всех элементах есть детали». Площадка спроектирована таким образом, чтобы в очередной раз вызвать у присутствующих по эту и по ту сторону экрана щемящее и теплое чувство ностальгии. При этом расстановка сил и осознание неминуемой смерти, ожидающей в этом туре ровно половину игроков, рождает душераздирающее чувство опустошенности.