Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
До 24 октября в Музее Москвы работает выставка «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», которая демонстрирует влияние технологической революции на авангардное искусство. Важный экспонат выставки – Светопамятник Григория Гидони, советского художника и изобретателя. О новаторском архитектурном проекте рассказывает научный сотрудник Российского института истории искусств Ольга Колганова.
Фотография с выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» в Музее Москвы
Предоставлено пресс-службой Музея Москвы
Главным делом жизни художника и изобретателя Григория Гидони было новое Искусство света и цвета, которое он характеризовал как «искусство образа, очищенного от «темы», «литературы» <…>; искусство, развивающееся подобно музыке во времени, в пространстве, владеющее тончайшим «пигментным» веществом: электричеством; искусство, освобождающее свет и цвет от оков формы». Среди направлений, включаемых Гидони в концепцию Искусства света и цвета, были светотеатр, светомузыка, светодекламация, светохореография, а также светоархитектура. Все эти направления, разработанные Гидони на практике в той или иной степени, он пытался объединить в грандиозном архитектурном сооружении – Светопамятнике 10-летию Октябрьской революции или, что было менее реально по тем временам из-за отсутствия политической подоплеки, – в Светотеатре.
При финансовой поддержке Главнауки Гидони вместе со своими помощниками изготовил модель Светопамятника, которую продемонстрировал делегатам Юбилейной сессии Центрального исполнительного комитета СССР в октябре 1927 года. Модель высотой около трех метров установили в вестибюле бывшего Таврического дворца в Ленинграде. Светотехническое оснащение готовилось художником совместно с заведующим фотометрической лабораторией Государственного оптического института Сергеем Майзелем.
Г. Гидони. Рисунок Светотеатра. Апрель 1927 г.
Предоставлено пресс-службой Музея Москвы
Все сооружение состояло из трех частей – серпа, молота и шестерни. Центром проекта стал гигантский глобус, сделанный из матового стекла. Путем рельефной скульптуры на оболочку земного шара предполагалось нанести материки, моря, а также границы всех государств мира. В северном, верхнем, полушарии должен был расположиться Светотеатр на две тысячи персон. Будучи прозрачным, глобус являлся и светооркестром, с одной стороны, освещающим все архитектоническое целое и окружающее пространство, с другой – светооркестр при помощи разработанного и запатентованного Гидони светоцветового электрического инструментария должен был исполнять различные композиции.
В южном, нижнем, полушарии предполагалось разместить кинотеатр. «Это будет странный шар из стекла, – отмечал в 1927 году поэт Владимир Пяст, – весь прозрачный, светящийся. На первых ваших шагах по пологой спиральной лестнице вы будете идти вдоль южного полушария, которое будет занято кино, и ваш глаз, встретит мелькание экрана, который будет сквозной, равно видимый для зрителей внутреннего нижнего зала, как и для подымающихся вокруг шара наверх <…> Это будет в Ленинграде в близком будущем. Не может не быть: жители СССР, твердо верится, соберут для этого необходимую сумму».
Согласно планам Гидони, в пяти этажах серпа, девяти этажах молота и в шестерне могли размещаться выставочные помещения для продукции СССР; ленинский уголок, на крыше которого предполагалось создать «причал для самолетов и дирижаблей»; галерея, павильоны организаций; кинотеатр, радиостанция… Вокруг шара планировалось установить десять корпусов огромных зданий для промышленно-художественных выставок. По сути, весь задуманный Гидони комплекс сооружений можно интерпретировать как некий прообраз ВСХВ (ВДНХ), но не в сельско-хозяйственном, а в художественно-промышленном варианте.
Из планируемых мест установки наиболее часто упоминалась площадь Урицкого (Дворцовая площадь) и площадь Жертв Революции (Марсово поле). «Гигант на Марсовом поле» – так назывался один из разделов статьи Владимира Пяста о Светопамятнике. Однако до реального сооружения дело все-таки не дошло. Проект отклонили на основе постановления Художественного Совещания при Октябрьской Комиссии – «модель, построенная на искусственном, в основе неправильном применении геральдических мотивов /серп и молот/ к монументальным формам сооружения, не разрешает задачи монументального памятника Октябрю». Модель Светопамятника, после 1927 года хранившаяся в Государственном оптическом институте, по всей видимости, была утрачена во время блокады Ленинграда.
В год 70-летия Октябрьской революции (1987) силами Худфонда ТАССР (модель) и казанского СКБ «Прометей» (светотехническое и электронное оснащение) под руководством Булата Галеева была изготовлена реконструкция модели, которую продемонстрировали на выставке Всесоюзной школы-фестиваля «Свет и музыка» на фоне росписей со знаменитым памятником III Интернационалу Владимира Татлина.
Г. Гидони. Модель Светопамятника Октябрьской Революции. 1927. Фотография к статье Е. Браудо «Свет и музыка» [Огонек. 30 сентября 1928 г. № 40 (288). С. 15]
Предоставлено пресс-службой Музея Москвы
В 2017 году, к 100-летию революции модель Светопамятника, фактически заново реконструированная участниками творческого объединения «Прометей» (руководитель Анастасия Максимова, архитектор Руслан Сабиров), стала частью выставки «Глобусы. Архитектура и наука исследуют мир» в парижском музее «Городок архитектуры и культурного наследия» (куратор Ян Роше). Светопамятник вошел в число 90 архитектурных проектов, конструкция которых так или иначе связана с формой земного шара.
Реконструкция модели Свето-памятника 10-летию Октябрьской революции. Казань, 1987 г.
Предоставлено пресс-службой Музея Москвы
Реконструкция модели Светопамятника экспонируется на выставке «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» в Музее Москвы. Здесь же представлена 3D-визуализация Светопамятника, созданная в 2020 году выпускницей университета ИТМО Софией Петраш.
Ил. 4. Макет Светопамятника Революции на выставке «Глобусы. Архитектура и наука исследуют мир» в Парижском «Городке архитектуры и культурного наследия». 2017
Фотография О. Колгановой / Предоставлено пресс-службой Музея Москвы
В качестве музыкального сопровождения выбран фрагмент финала 9-й симфонии Бетховена, светоцветовая строка к которому размещена художником на почтовой карточке, выпущенной им к 100-летию со дня смерти композитора. Расшифрованная и реализованная в визуализации светоцветовая строка содержит 125 тактов и посвящена 125-летию со дня рождения Григория Гидони.