Partners: Jacques Herzog, Pierre de Meuron, Robert Hösl (Partner in
Charge)
Project Team: Roland Schreiber (Project Architect/ Project Manager)
Mikolaj Bazaczek, Juliane Brantner, Teodor-Octavian Cuciureanu,
Florian Hartmann, Sebastian Hefti, Māra Igaune, Susanne Kozlowski,
Hannah Reusser, Daniel Schürer
Herzog & de Meuron расширили музей Кюпперсмюле в Дуйсбурге – комплекс индустриальной мельницы, который они сами приспособили для устройства экспозиций еще в 1999.
Музей Кюпперсмюле во Внутренней гавани Дуйсбурга на Рейне хранит произведения из коллекции четы Штрёер, в первую очередь – Сильвии, наследницы основателя Wella AG. В основном это послевоенная живопись немецких художников первого ряда, но также в собрании есть скульптура и фотография. Качество этих более чем 2000 работ делает эту коллекцию одной из важнейших в Германии.
Ее вместила бывшая зерновая мельница Кюпперсмюле, основанная еще в 1860, когда гавань только формировалась, полностью перестроенная в начале XX века и закрывшаяся в 1972. Ее сблокированные кирпичные корпуса были приспособлены Herzog & de Meuron в 1997–1999 для экспозиции произведений искусства, и новый музей стал первым шагом по превращению Внутренней гавани из промзоны в район многофункциональной застройки.
Однако коллекции не хватало места, и было решено расширить Кюпперсмюле. Жак Херцог и Пьер де Мерон в 2008 использовали не задействованный в первом проекте элеватор 1930-х, водрузив на него двухэтажный блок из металлических пластин с оболочкой из пленки. Однако проблемы с одним из подрядчиков и банкротство девелопера привели к остановке проекта. Затем комплекс мельницы-музея приобрела чета Штрёер и уже сама выступила заказчиком HdM: так в 2013 началась работа над новой версией проекта.
Архитекторы решили отказаться от прежней, радикальной версии, резко контрастирующей как с комплексом мельницы, так и с исторической индустриальной застройкой вокруг. Они предложили взамен пристроить новый объем с другой стороны элеватора, который стал связующим звеном между старой и современной частями музея. Фактурные кирпичные фасады пребывают в полной гармонии с контекстом, высота четко согласована с окружением (максимум 33,5 м), и даже надстройка элеватора смотровой площадкой воссоздает имевшуюся в 1930-х конструкцию. На форму здания также повлияло ограничение: за мельницей проходит шоссе А59, у которого как у любого автобана с обеих сторон есть по 40-метровой полосе отчуждения, то есть сооружению пришлось чуть «отступить» от дороги.
Элеватор теперь приобрел окна и открыт внутри сверху доверху: сквозь него проложены мостики, соединяющие обе части музея – новую и старую, в общей сложности – 6100 м2 выставочных площадей.