Семь выпускных работ бакалавров Саратовского государственного технического университета и участников Клуба Молодых Архитекторов: крематорий, экополис, завод по переработке мусора, развитие прибрежных и лунных территорий.
«В публикации представлены выпускные работы архитекторов-бакалавров – активных участников Клуба Молодых Архитекторов Саратова (КМА). В рамках летних архитектурных лабораторий под руководством практикующих архитекторов и преподавателей по заказу муниципальных образований разрабатывались архитектурные концепции преобразования общественных пространств Хвалынска, прибрежных территорий Саратова, села Лох. Результатом работ стали выставки-презентации с последующим широким общественными и профессиональным обсуждением. В ходе выполнения дипломных проектов практика КМА сказалась на выборе тематики, которая представляется авторам наиболее актуальной, проблемной и позволяющей добиться наиболее значимого социального результата».
Кандидат архитектуры, доцент, заведующий кафедрой «Архитектура» Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А
Регион водохранилища располагает уникальным природным потенциалом – это система островов в широком, до 20 километров, русле Волги. Разнообразие пейзажных сценариев и пространственных масштабов, благоприятный климат и транспортная доступность создают предпосылки для создания качественно новой рекреационно-туристической инфраструктуры.
В рамках дипломной работы на островах Волгоградского водохранилища разрабатывался рекреационно-туристический экополис: взаимосвязанный комплекс направлений в сфере туризма – речной, круизный и лечебно-оздоровительный труизм, экотуризм.
Основными принципами проектирования стали сохранение благоприятных условий для сосуществования природной среды и туристического отдыха с использованием новейших технологий по обеспечению экономии потребления воды и энергии, утилизации отходов.
Для максимального сохранения природного каркаса было решено располагать наиболее интенсивно используемую зону экополиса в центре острова, что позволяет минимизировать антропогенную нагрузку на периферийную часть. Здесь размещаются гостиницы, объекты общественного назначения – спортивный комплекс, магазины, гостиницы. Удаленные части острова предназначаются для жилых групп или отдельных строений для уединенного отдыха.
Рекреационно-туристический экополис на островах Волгоградского водохранилища
Обширные коридоры сохранившихся складских и промышленных строений РЖД в плотной застройке центра Саратова парализуют эффективное функционирование транспортных артерий города и нарушают связанность территорий. Зоны, примыкающие к железным дорогам, находятся в неблагоприятной экологической ситуации: шум, вибрация, электромагнитное излучение, световое и химическое загрязнение воздуха почв и водных объектов.
В итоге разрывы в городской ткани разделяют жилые районы и поселения на части, разрезая тело города и возводя непреодолимые преграды между его жителями, негативно влияют на градостроительные, экологические, визуальные и социальные характеристики города.
Концепция интеграции территории железной дороги в структуру города Саратова
Актуальность данному проекту-исследованию придает тот факт, что через три года планируется завершение строительства объездной железной дороги, которая возьмет на себя все грузовые потоки. Необходима модернизация привокзальных и прирельсовых территорий, которые имеют огромные ресурсы неэффективно используемых площадей, а также включение сети железных дорог и станций в структуру городских и региональных транспортных систем.
Было выделено две принципиальных модели интеграции: Транзитная и Территориальная. Транзитная делится на автомобильную, пешеходную и комбинированную связь. Территориальная также делится на три типа: Узел, Мост и Линия. К одним и тем же территориям может применяться как один, так и несколько типов интеграции.
В работе также подробно проработаны и спроектированы три фрагмента городских территорий: железнодорожный вокзал и автовокзал, вело-пешеходный мост на 2-й Садовой улице, туннель и многофункциональный центр на улице Рабочая.
Концепция интеграции территории железной дороги в структуру города Саратова
Участок проектирования находится на Южном полюсе в кратере Малаперт, поскольку Южный полюс имеет наиболее щадящий и устойчивый температурный режим для развертывания базы.
Проект предполагает поэтапное освоение Луны. В основе технологии возведения лунной инфраструктуры – использование пневмосистем как оставляемой опалубки с последующей 3D- печатью с использованием лунного грунта. База предполагает возможность исследовать Луну и добывать полезные ресурсы без причинения вреда спутнику.
Проектируемый крематорий располагается на достаточно компактной территории Новоувекского кладбища на активном рельефе на относительно высоких отметках с уникальным раскрытием на панораму Волги и Саратов. Именно эти обстоятельства легли в основу объемно- пространственных и планировочных решений.
Крематорий с колумбарием вписан в структуру рельефа. Его светлый и минималистичный облик призван помочь людям перенести утрату. Входная группа, «Портал», позволяет проводить усопшего в последний путь. Сценарий движения по кладбищу и крематорию предполагает восприятие панорамы реки и города, что дает людям возможное утешение.
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука»
Капёнкин Роман СГТУ, кафедра «Архитектура», Б1-АРХТ 51, июнь 2021 Руководители: Селиванов А.А, Коннов В.Ю, Дядченко С.Ф
Прилегающие к центральной исторической части Саратов прибрежные территории практически до конца ХХ века были преимущественно промышленными. С середины XIX до начала ХХ века здесь располагались крупнейшие предприятия мукомольной промышленности: это «золотой век» Саратова, когда он был зерновой и мукомольной столицей России.
Ряд мельниц построили немецкие переселенцы по последнему слову техники, эти крупные 5-7 этажные производственные здания доминировали в панораме города того времени. Производственный и экономический потенциал того времени позволил реализовывать масштабные работы по благоустройству города, во многом способствовал развитию его социальной инфраструктуры и превращению в культурную столицу Поволжья – здесь появились публичный художественный музей, цирк, театр, консерватория, университет.
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука»
Сейчас Саратов активно осваивает рекреационный потенциал прибрежных территорий и ищет способы использовании наследия промышленной архитектуры XIX-ХХ вв., которое достаточно хорошо сохранилось. Построена новая набережная и реализуется проект восьми-километрового пешеходного треугольника.
Территория проектирования – одна из вершин этого треугольника и территория бывшей мельницы Шмидта. Требовалось найти решения, связанные с историей места, продолжающие его традиции и в то же время способные реализовать потенциал территории как значимого общественного пространства, превратить его в выход к Волге.
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука»
В этом контексте представляется уместным размещение на территории института агробиотехнологий Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова. Приспособление существующих исторических зданий под образовательные функции не проблемно: здесь возможна локализация основного образовательного и научно-исследовательского процесса. В то же время важно открыть для жителей города эту территорию. Здание мельницы приспосабливается под музей муки, во входной зоне с перекрестка улицы Чернышевского и 2-ой Садовой открывается выставочный центр. Вдоль основного пешеходного маршрута размещается Парк с презентацией сельскохозяйственного ландшафта региона – ортогональная сетка со сдвижками повторяет структуру полей региона. Здание элеватора реконструируется под студенческое общежитие. В зоне набережной и пляжа размещаются объекты общественного питания и спортивные площадки.
Мусороперерабатывающий завод в Саратове
Назарова Ольга СГТУ, кафедра «Архитектура», Б1-АРХТ 51, июнь 2021 Руководители: Селиванов А.А, Дядченко С.Ф
Цель проекта – создание расширенной и более полной типологии производства по переработке отходов. В числе основных задач – разработка эффективной в технологическом и транспортном отношении планировочной структуры завода, с учетом возможностей для дальнейшего развития и совершенствования технологий сортировки и переработки.
Участок проектирования находится на пересечении Вольского тракта и Саратовской кольцевой объездной дороги, на свободной от застройки территории с хорошей транспортной доступностью.
В основе объемно-пространственной структуры завода – коммуникационно-технологический ствол, служащий для связки технологических потоков между сортировочной-подготовительной и производственно-складской зоной.
На заводе сортируются твердые бытовые и часть производственных отходов: бумага, стекло, металл, текстиль, пластик, бытовая техника, строительные материалы, древесные отходы, органические отходы, отходы животного происхождения. Производятся полуфабрикаты, строительные материалы, биогаз и биодизель, электроэнергия на основе сжигания остаточных отходов. Территория разделена на «грязную» и «чистую» зоны. Административное здание расположено в начале всего производства и является акцентной точкой завода.
На территории предусматривается место приема ТКО от жителей города и области, рядом располагается выставочный центр и магазин, где продаются отремонтированные бытовые приборы. Для посетителей завода проводятся экскурсии по заводу, в административном здании проходят лекции и конференции, посвященные проблемам обращения с отходами.
Для работников завода рядом с корпусами располагаются небольшие озелененные зоны отдыха, а для посетителей в «чистой» зоне создана большая парковая территория.
Каждый корпус завода имеет свои габариты и технологию переработки, а фасады отражают особенности производства и дополнены инфографикой для удобства ориентации на территории. Для строительства применены преимущественно материалы вторичной переработки. Для фасадов использованы перфорированные алюминиевые панели с внутренней подсветкой разных цветов, также акцентирующей внимание на том, что происходит внутри корпуса.
Развитие озелененных территорий прибрежной зоны Саратова
Пушкарёва Ирина СГТУ, кафедра «Архитектура», Б2-АРХТ 51, июнь 2021 Руководитель: Фурман Н.В
Территория проектирования включает в себя береговую линию Саратова от моста Саратов-Энгельс до Нового порта с проработкой фрагмента территории в районе поселка Юриш.
Проектное решение предполагает максимальный вынос с территории береговой линии промышленной и коммунально-складской зоны, комплексное формирование жилой и рекреационной зон, реконструкцию транспортной структуры.
Предлагается система озелененных пространств различной типологии, развиваются озелененные территории бывших промышленных зон и прибрежная территория. Формируются новые транспортные и пешеходные связи с учетом перспективы строительства нового автомобильного моста Саратов-Энгельс.
Концепция парковой территории фрагмента основана на истории места и формулируется как:
«парк, в котором встретятся город и горожанин»,
ментальное пространство, которого сформировано несколькими слоями: история города, звук города, фактура города, тайны города.
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова