Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.09.2021

СГТУ им. Юрия Гагарина: бакалавры 2021

Семь выпускных работ бакалавров Саратовского государственного технического университета и участников Клуба Молодых Архитекторов: крематорий, экополис, завод по переработке мусора, развитие прибрежных и лунных территорий.

«В публикации представлены выпускные работы архитекторов-бакалавров – активных участников Клуба Молодых Архитекторов Саратова (КМА). В рамках летних архитектурных лабораторий под руководством практикующих архитекторов и преподавателей по заказу муниципальных образований разрабатывались архитектурные концепции преобразования общественных пространств Хвалынска, прибрежных территорий Саратова, села Лох. Результатом работ стали выставки-презентации с последующим широким общественными и профессиональным обсуждением. В ходе выполнения дипломных проектов практика КМА сказалась на выборе тематики, которая представляется авторам наиболее актуальной, проблемной и позволяющей добиться наиболее значимого социального результата».

Кандидат архитектуры, доцент, заведующий кафедрой «Архитектура» Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А

Дядченко Сергей Фёдорович
 

Экополис на островах Волгоградского водохранилища

Люкова Антонина
СГТУ, кафедра «Архитектура», Б2-АРХТ 51, июнь 2021
Руководитель: Акимова Н.И

Рекреационно-туристический экополис на островах Волгоградского водохранилища
Рекреационно-туристический экополис на островах Волгоградского водохранилища
© Люкова Антонина | СГТУ, кафедра «Архитектура»

Регион водохранилища располагает уникальным природным потенциалом – это система островов в широком, до 20 километров, русле Волги. Разнообразие пейзажных сценариев и пространственных масштабов, благоприятный климат и транспортная доступность создают предпосылки для создания качественно новой рекреационно-туристической инфраструктуры.

В рамках дипломной работы на островах Волгоградского водохранилища разрабатывался рекреационно-туристический экополис: взаимосвязанный комплекс направлений в сфере туризма – речной, круизный и лечебно-оздоровительный труизм, экотуризм.

Основными принципами проектирования стали сохранение благоприятных условий для сосуществования природной среды и туристического отдыха с использованием новейших технологий по обеспечению экономии потребления воды и энергии, утилизации отходов.

Для максимального сохранения природного каркаса было решено располагать наиболее интенсивно используемую зону экополиса в центре острова, что позволяет минимизировать антропогенную нагрузку на периферийную часть. Здесь размещаются гостиницы, объекты общественного назначения – спортивный комплекс, магазины, гостиницы. Удаленные части острова предназначаются для жилых групп или отдельных строений для уединенного отдыха.

Рекреационно-туристический экополис на островах Волгоградского водохранилища © Люкова Антонина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Рекреационно-туристический экополис на островах Волгоградского водохранилища
© Люкова Антонина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Рекреационно-туристический экополис на островах Волгоградского водохранилища © Люкова Антонина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Рекреационно-туристический экополис на островах Волгоградского водохранилища
© Люкова Антонина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Рекреационно-туристический экополис на островах Волгоградского водохранилища © Люкова Антонина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Рекреационно-туристический экополис на островах Волгоградского водохранилища
© Люкова Антонина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Рекреационно-туристический экополис на островах Волгоградского водохранилища © Люкова Антонина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Рекреационно-туристический экополис на островах Волгоградского водохранилища
© Люкова Антонина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Интеграции территории железной дороги в структуру Саратова

Сидоровичев Максим
СГТУ, кафедра «Архитектура», Б2-АРХТ 51, июнь 2021
Руководитель: Акимова Н.И

Обширные коридоры сохранившихся складских и промышленных строений РЖД в плотной застройке центра Саратова парализуют эффективное функционирование транспортных артерий города и нарушают связанность территорий. Зоны, примыкающие к железным дорогам, находятся в неблагоприятной экологической ситуации: шум, вибрация, электромагнитное излучение, световое и химическое загрязнение воздуха почв и водных объектов.

В итоге разрывы в городской ткани разделяют жилые районы и поселения на части, разрезая тело города и возводя непреодолимые преграды между его жителями, негативно влияют на градостроительные, экологические, визуальные и социальные характеристики города.

Концепция интеграции территории железной дороги в структуру города Саратова
Концепция интеграции территории железной дороги в структуру города Саратова
© Сидоровичев Максим | СГТУ, кафедра «Архитектура»

Актуальность данному проекту-исследованию придает тот факт, что через три года планируется завершение строительства объездной железной дороги, которая возьмет на себя все грузовые потоки. Необходима модернизация привокзальных и прирельсовых территорий, которые имеют огромные ресурсы неэффективно используемых площадей, а также включение сети железных дорог и станций в структуру городских и региональных транспортных систем.

Было выделено две принципиальных модели интеграции: Транзитная и Территориальная. Транзитная делится на автомобильную, пешеходную и комбинированную связь. Территориальная также делится на три типа: Узел, Мост и Линия. К одним и тем же территориям может применяться как один, так и несколько типов интеграции.

В работе также подробно проработаны и спроектированы три фрагмента городских территорий: железнодорожный вокзал и автовокзал, вело-пешеходный мост на 2-й Садовой улице, туннель и многофункциональный центр на улице Рабочая.

Концепция интеграции территории железной дороги в структуру города Саратова © Сидоровичев Максим | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Концепция интеграции территории железной дороги в структуру города Саратова
© Сидоровичев Максим | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Концепция интеграции территории железной дороги в структуру города Саратова © Сидоровичев Максим | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Концепция интеграции территории железной дороги в структуру города Саратова
© Сидоровичев Максим | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Концепция интеграции территории железной дороги в структуру города Саратова © Сидоровичев Максим | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Концепция интеграции территории железной дороги в структуру города Саратова
© Сидоровичев Максим | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Концепция интеграции территории железной дороги в структуру города Саратова © Сидоровичев Максим | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Концепция интеграции территории железной дороги в структуру города Саратова
© Сидоровичев Максим | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Концепция интеграции территории железной дороги в структуру города Саратова © Сидоровичев Максим | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Концепция интеграции территории железной дороги в структуру города Саратова
© Сидоровичев Максим | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Концепция интеграции территории железной дороги в структуру города Саратова © Сидоровичев Максим | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Концепция интеграции территории железной дороги в структуру города Саратова
© Сидоровичев Максим | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Лунное поселение – Космическая деревня

Астафьева Юлия
СГТУ, кафедра «Архитектура», Б1-АРХТ 51, июнь 2021
Руководители: Селиванов А.А, Дядченко С.Ф

Участок проектирования находится на Южном полюсе в кратере Малаперт, поскольку Южный полюс имеет наиболее щадящий и устойчивый температурный режим для развертывания базы.

Проект предполагает поэтапное освоение Луны.  В основе технологии возведения лунной инфраструктуры – использование пневмосистем как оставляемой опалубки с последующей 3D- печатью с использованием лунного грунта. База предполагает возможность исследовать Луну и добывать полезные ресурсы без причинения вреда спутнику.

Лунное поселение – Космическая деревня
Лунное поселение – Космическая деревня
© Астафьева Юлия | СГТУ, кафедра «Архитектура»

Лунная программа:
  • добыча полезных ископаемых: гелий-3 используется для выработки энергии,  кислород получают из реголита, воду – из лунного льда;
  • исследование в лабораториях действия низкой гравитации, непрерывной радиации и лунной пыли на костную, мышечную ткань человека;
  • лунный туризм: облет по окололунной траектории, лунной орбите и посадка на Луну;
  • тестирование марсианских миссий: Луна может выступать «тренировочной площадкой» для будущих полетов к Марсу.
Лунное поселение – Космическая деревня © Астафьева Юлия | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Лунное поселение – Космическая деревня
© Астафьева Юлия | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Лунное поселение – Космическая деревня © Астафьева Юлия | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Лунное поселение – Космическая деревня
© Астафьева Юлия | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Лунное поселение – Космическая деревня © Астафьева Юлия | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Лунное поселение – Космическая деревня
© Астафьева Юлия | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Лунное поселение – Космическая деревня © Астафьева Юлия | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Лунное поселение – Космическая деревня
© Астафьева Юлия | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Лунное поселение – Космическая деревня © Астафьева Юлия | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Лунное поселение – Космическая деревня
© Астафьева Юлия | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Крематорий в Саратове

Скупинский Прохор
СГТУ, кафедра «Архитектура», Б1-АРХТ 51, июнь 2021
Руководитель: Селиванов А.А

Проектируемый крематорий располагается на достаточно компактной территории Новоувекского кладбища на активном рельефе на относительно высоких отметках с уникальным раскрытием на панораму Волги и Саратов. Именно эти обстоятельства легли в основу объемно- пространственных и планировочных решений. 

Крематорий с колумбарием вписан в структуру рельефа. Его светлый и минималистичный облик призван помочь людям перенести утрату. Входная группа, «Портал», позволяет проводить усопшего в последний путь. Сценарий движения по кладбищу и крематорию предполагает восприятие панорамы реки и города, что дает людям возможное утешение.

Крематорий в г. Саратов © Скупинский Прохор | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Крематорий в г. Саратов
© Скупинский Прохор | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Крематорий в г. Саратов © Скупинский Прохор | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Крематорий в г. Саратов
© Скупинский Прохор | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Крематорий в г. Саратов © Скупинский Прохор | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Крематорий в г. Саратов
© Скупинский Прохор | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Крематорий в г. Саратов © Скупинский Прохор | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Крематорий в г. Саратов
© Скупинский Прохор | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Крематорий в г. Саратов © Скупинский Прохор | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Крематорий в г. Саратов
© Скупинский Прохор | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Крематорий в г. Саратов © Скупинский Прохор | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Крематорий в г. Саратов
© Скупинский Прохор | СГТУ, кафедра «Архитектура»
 
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука»

Капёнкин Роман
СГТУ, кафедра «Архитектура», Б1-АРХТ 51, июнь 2021
Руководители: Селиванов А.А, Коннов В.Ю, Дядченко С.Ф

Прилегающие к центральной исторической части Саратов прибрежные территории практически до конца ХХ века были преимущественно промышленными. С середины XIX до начала ХХ века здесь располагались крупнейшие предприятия мукомольной промышленности: это «золотой век» Саратова, когда он был зерновой и мукомольной столицей России.

Ряд мельниц построили немецкие переселенцы по последнему слову техники, эти крупные 5-7 этажные производственные здания доминировали в панораме города того времени. Производственный и экономический потенциал того времени позволил реализовывать масштабные работы по благоустройству города, во многом способствовал развитию его социальной инфраструктуры и превращению в культурную столицу Поволжья – здесь появились публичный художественный музей, цирк, театр, консерватория, университет.

Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука»
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука»
© Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»

Сейчас Саратов активно осваивает рекреационный потенциал прибрежных территорий и ищет способы использовании наследия промышленной архитектуры XIX-ХХ вв., которое достаточно хорошо сохранилось. Построена новая набережная и реализуется проект восьми-километрового пешеходного треугольника.

Территория проектирования – одна из вершин этого треугольника и территория бывшей мельницы Шмидта. Требовалось найти решения, связанные с историей места, продолжающие его традиции и в то же время способные реализовать потенциал территории как значимого общественного пространства, превратить его в выход к Волге.
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука» © Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука»
© Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука» © Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука»
© Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука» © Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука»
© Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука» © Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука»
© Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука» © Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука»
© Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука» © Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука»
© Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука» © Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука»
© Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука» © Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Институт агробиотехнологий СГАУ им. Вавилова Н.И на территории бывшего АО «Саратовмука»
© Капёнкин Роман | СГТУ, кафедра «Архитектура»

В этом контексте представляется уместным размещение на территории института агробиотехнологий Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова. Приспособление существующих исторических зданий под образовательные функции не проблемно: здесь возможна локализация основного образовательного и научно-исследовательского процесса. В то же время важно открыть для жителей города эту территорию. Здание мельницы приспосабливается под музей муки, во входной зоне с перекрестка улицы Чернышевского и 2-ой Садовой открывается выставочный центр. Вдоль основного пешеходного маршрута размещается Парк с презентацией сельскохозяйственного ландшафта региона – ортогональная сетка со сдвижками повторяет структуру полей региона. Здание элеватора реконструируется под студенческое общежитие. В зоне набережной и пляжа размещаются объекты общественного питания и спортивные площадки.
Мусороперерабатывающий завод в Саратове

Назарова Ольга
СГТУ, кафедра «Архитектура», Б1-АРХТ 51, июнь 2021
Руководители: Селиванов А.А, Дядченко С.Ф


Цель проекта – создание расширенной и более полной типологии производства по переработке отходов. В числе основных задач – разработка эффективной в технологическом и транспортном отношении планировочной структуры завода, с учетом возможностей для дальнейшего развития и совершенствования технологий сортировки и переработки.

Участок проектирования находится на пересечении Вольского тракта и Саратовской кольцевой объездной дороги, на свободной от застройки территории с хорошей транспортной доступностью.

В основе объемно-пространственной структуры завода – коммуникационно-технологический ствол, служащий для связки технологических потоков между сортировочной-подготовительной и производственно-складской зоной.

Мусороперерабатывающий завод в г. Саратов
Мусороперерабатывающий завод в г. Саратов
© Назарова Ольга | СГТУ, кафедра «Архитектура»

На заводе сортируются твердые бытовые и часть производственных отходов: бумага, стекло, металл, текстиль, пластик, бытовая техника, строительные материалы, древесные отходы, органические отходы, отходы животного происхождения. Производятся полуфабрикаты, строительные материалы, биогаз и биодизель, электроэнергия на основе сжигания остаточных отходов. Территория разделена на «грязную» и «чистую» зоны. Административное здание расположено в начале всего производства и является акцентной точкой завода.

На территории предусматривается место приема ТКО от жителей города и области, рядом располагается выставочный центр и магазин, где продаются отремонтированные бытовые приборы. Для посетителей завода проводятся экскурсии по заводу, в административном здании проходят лекции и конференции, посвященные проблемам обращения с отходами. 

Для работников завода рядом с корпусами располагаются небольшие озелененные зоны отдыха, а для посетителей в «чистой» зоне создана большая парковая территория.
Мусороперерабатывающий завод в г. Саратов © Назарова Ольга | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Мусороперерабатывающий завод в г. Саратов
© Назарова Ольга | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Мусороперерабатывающий завод в г. Саратов © Назарова Ольга | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Мусороперерабатывающий завод в г. Саратов
© Назарова Ольга | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Мусороперерабатывающий завод в г. Саратов © Назарова Ольга | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Мусороперерабатывающий завод в г. Саратов
© Назарова Ольга | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Мусороперерабатывающий завод в г. Саратов © Назарова Ольга | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Мусороперерабатывающий завод в г. Саратов
© Назарова Ольга | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Мусороперерабатывающий завод в г. Саратов © Назарова Ольга | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Мусороперерабатывающий завод в г. Саратов
© Назарова Ольга | СГТУ, кафедра «Архитектура»

Каждый корпус завода имеет свои габариты и технологию переработки, а фасады отражают особенности производства и дополнены инфографикой для удобства ориентации на территории. Для строительства применены преимущественно материалы вторичной переработки. Для фасадов использованы перфорированные алюминиевые панели с внутренней подсветкой разных цветов, также  акцентирующей внимание на том, что происходит внутри корпуса.
Развитие озелененных территорий прибрежной зоны Саратова 

Пушкарёва Ирина
СГТУ, кафедра «Архитектура», Б2-АРХТ 51, июнь 2021
Руководитель: Фурман Н.В

Территория проектирования включает в себя береговую линию Саратова от моста Саратов-Энгельс до Нового порта с проработкой фрагмента территории в районе поселка Юриш.

Проектное решение предполагает максимальный вынос с территории береговой линии промышленной и коммунально-складской зоны, комплексное формирование жилой и рекреационной зон, реконструкцию транспортной структуры.

Предлагается система озелененных пространств различной типологии, развиваются озелененные территории бывших промышленных зон и прибрежная территория. Формируются новые транспортные и пешеходные связи с учетом перспективы строительства нового автомобильного моста Саратов-Энгельс.

Концепция парковой территории фрагмента основана на истории места и формулируется как:

  • «парк, в котором встретятся город и горожанин»,
  • ментальное пространство, которого сформировано несколькими слоями: история города, звук города, фактура города, тайны города.
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова © Пушкарёва Ирина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова
© Пушкарёва Ирина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова © Пушкарёва Ирина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова
© Пушкарёва Ирина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова © Пушкарёва Ирина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова
© Пушкарёва Ирина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова © Пушкарёва Ирина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова
© Пушкарёва Ирина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова © Пушкарёва Ирина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова
© Пушкарёва Ирина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова © Пушкарёва Ирина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова
© Пушкарёва Ирина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова © Пушкарёва Ирина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова
© Пушкарёва Ирина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова © Пушкарёва Ирина | СГТУ, кафедра «Архитектура»
Развитие озеленённых территорий прибрежной зоны Саратова
© Пушкарёва Ирина | СГТУ, кафедра «Архитектура»