Колонка от директора компании «Кирилл» Дмитрия Самылина о влиянии карантина на рынок строительных материалов и возможности избежать последствий кризиса по сценарию 2008 года.
Недавно в связи с ростом цен на стройматериалы ФАС России начала проверки крупных строительных компаний и производителей стройматериалов. К чему могут привести скачки цен и как реагировать на перегретый потребительский спрос на загородную недвижимость, рассуждает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
«В какой-то момент стало понятно, что как раньше уже не будет. Жизнь большинства изменилась и трансформировалась в новую реальность, в которой не осталось места размеренному, сытому и ориентированному на сферу услуг быту горожанина. Вирус, который пришел к нам внезапно, закрыл на карантин целые города и запер жителей по своим комнатам и квартирам на несколько месяцев. Улицы, заполненные спешащими на работу людьми, встреча за кофе, очереди в гардероб театров, оживленные торговые центры, выходные в парках и скверах остались на какое-то время стали воспоминанием. Практически три месяца вынужденного «отдыха» и неспешного ритма дистанционной работы в стесненных домашних условиях сильно изменили представления о комфортной среде проживания. Вдруг всем стало понятно, что город может не только предлагать работу и развлечения, но и оказаться местом заточения простого горожанина. Душные городские жилища заставили многих искать возможность спасения на лоне природы загородной жизни.
Когда все начинают бежать в одном направлении и пытаются обогнать друг друга, на финише происходит затор. В конце прошлого года практически все производители строительных материалов почувствовали активацию спроса на свой товар: с декабря он начал ускоряться, а к апрелю 2021 года достиг пика. Сроки производства на большинстве предприятий достигли четырех месяцев с момента размещения заказа. Некоторые производители были вынуждены прекратить прием заказов на этот строительный сезон и для охлаждения дефицита неоднократно повысить отпускные цены.
За первое полугодие 2021 года в ФАС России поступило более 600 обращений о росте цен на стройматериалы. Источник.
Однако такие решения только усугубили ситуацию и привели к парадоксальной ситуации: все хотят «выгодно» вложить заработанные средства и приобрести загородный дом любой ценой и именно сейчас, ведь завтра будет дороже. При этом у многих нет собственных средств, но поскольку это «беспроигрышная» инвестиция, то почему бы не взять недостающие деньги в долг у услужливо предлагающих их банков. Частные застройщики, небольшие строительные компании и крупные девелоперы ринулись выполнять желания клиентов, все больше застраивая квадратными метрами и так измученную подмосковную землю, увеличивая дефицит стройматериалов и их рыночную стоимость. Ведь спрос рождает предложение!
ФАС России приняла решение провести детальные проверки на рынках стройматериалов и смежных рынках. Речь идет о рынках металлопродукции, древесных, нерудных и лакокрасочных материалов, цемента, кирпича, газобетона, минеральной ваты, листового стекла, кровельных материалов, битума, первичных полимеров. Источник.
Благодаря тому, что любое увеличение производственных мощностей имеет большую инерционность, потребуется значительное время для полного удовлетворению возникшего спроса, при этом дефицит может сохраниться довольно долго. Если только не повторится очередной кризис по сценарию 2008 года, когда бурный рост цен и безумный дефицит в мгновение ока исчезли, и наш строительный рынок с головой окунулся в тяжелую стагнацию, затянувшуюся на несколько лет. Неужели такое возможно, есть ли предпосылки? Конечно, точную дату предсказать нельзя, но с большой уверенностью, проанализировав ситуацию далекого и многими забытого 2008 года, найдя схожие моменты с нынешней ситуацией, можно предсказать кризис мировой финансовой системы и снижение перегретого потребительского спроса практически до нуля.
ФАС возбудила дело в отношении крупнейшего производителя ОСБ Плит. Рост стоимости этого товара в 2021 году составил более 300% . Источник.
Остаются считанные дни до того момента, как столь неутешительный для всех производителей прогноз сбудется, но шанс скорректировать свои действия у них еще есть: нужно только лишь представить, что дефицита нет. Тогда сразу найдутся готовые рецепты сохранения и даже процветания бизнеса. Ориентация на клиента, сбалансированная ценовая политика, расширение торгового предложения, высокое качество производимой продукции – все эти действия позволят не только не потерять, но, скорее всего, нарастить за счет выпадающей доли конкурентов, свою долю рынка. Расчет на то, что максимизация прибыли в моменте за счет нарушений договоренностей с партнерами, вольной трактовки своих обязательств и всевозможных допущений позволит покрыть все будущие убытки, ошибочен и опасен».