В июне в Самаре прошел пятый по счету фестиваль набережных «ВолгаФест». Впервые в его рамках был представлен проект «Резиденции волжских городов». Нижний Новгород, Ульяновск, Казань, Саратов получили свое архитектурное, художественной и медийное воплощение прямо на самарской набережной.
Зеленая гостинаяСамара – город-курорт, а еще столица модерна, советской космонавтики и «жигулевского» пива, в прошлом бывшая крупнейшая в Европе хлебная биржа, город купцов, несостоявшаяся столица РСФСР и запасная столица СССР. Но прежде всего – Самара город на Волге, и только здесь, на вольных ее берегах, не закованных в каменные стены, чувствуешь ее дыхание, мощь, силу и голубизну. Здесь Река везде, и пахнет она морем, смешиваясь с пряными ароматами зелени и цветов. И конечно, в Самаре самая красивая и протяженная набережная из всех волжских городов, всего 4 километра. Ее проектирование началось в середине 1930-х на месте бывших хозяйственных построек, причалов и амбаров, а обустройство – только в 1940 году и продолжилось уже после войны, в 1950-1960 годах, под руководством Николая Подовинникова. Архитектор удачно использовал особенности рельефа местности: уменьшал высоту подпорной стенки и увеличивал разницу высот террас набережной, чтобы добиться наилучшего эффекта. Застав эпоху «архитектурных излишеств», набережная обзавелась балюстрадами, уральским гранитом, которым облицована подпорная стенка и ступени, а также характерными скульптурами и даже пальмами, но тропические растения так и не прижились… Набережную сдавали в несколько очередей, последнюю, четвертую, в 1986 году. Террасные спуски и пологий берег создавали роскошные возможности для создания пешеходной зоны. Так появились променад, зеленый бульвар, цветники, малые архитектурные формы, и, конечно же, пляж. Большая реконструкция прошла в 2011 году, сохранив основные планировочные решения. Самарчане называют свою набережную зеленой гостиной города. И нет ничего удивительного, что фестиваль набережных – «ВолгаФест» родился именно здесь в Самаре, в 2016 году.
Самара ВолгаФест 2021Фотография © Анна Евстигнеева
Волжское счастье«Движение навстречу» – тема пятого фестиваля «ВолгаФест», который проходил в Самаре с 7 по 20 июня на второй очереди набережной, что идет от Ярмарочного спуска до улицы Первомайской. Движение навстречу, согласно концепции фестиваля, предполагало, в первую очередь, преодоление преград, в широком смысле этого слова: «В этом году мы ищем новые формы коммуникации искусства, человека, реки и урбанизированного пространства набережной, и предлагаем «Преграды» как центральную тему для осмысления проблем и возможностей построения этих связей».
Самара ВолгаФест 2021Фотография © Анна Евстигнеева
Сейчас, уже после окончания фестиваля, можно с уверенностью сказать, что большое число преград было попросту снесено творческим порывом организаторов фестиваля (Михаила Савченко, Анастасии Альбокриновой, Сергея Кривчикова), его участниками и гостями. Фестиваль посетило 300 000 человек – рекордное число за все 5 лет. Бурлаки и русалки бороздили просторы пляжа, рок-музыканты провожали солнце на плавучей сцене, архитекторы, дизайнеры и краеведы хвастались своими инсталляциями и рассказывали о Самаре и волжских городах, толпы посетителей метались между Волгой, пляжем и променадом, пытаясь удовлетворить все аппетиты, от холодных коктейлей, фотосессий на фоне арт-объектов до мастер-классов по изготовлению плавучих средств. И только строго-нежный голос в мегафон: «Покиньте, пожалуйста, экспонат», обращенный к гостю, что взобрался на баркас для лучшего обзора празднества, напоминал о том, что «ВолгаФест» мероприятие все-таки организованное, а не спонтанное, как всплеск счастья.
Самара ВолгаФест 2021Фотография © Анна ЕвстигнееваСамара ВолгаФест 2021Фотография © Анна Евстигнеева Архитектура для созерцания и действияГости фестиваля путешествовали не только по самарской набережной, но и между волжскими городами. Осмыслить расстояния, места и условия для встреч, то, что разделяет и объединяет – одна из возможностей проекта «Резиденции волжских городов». Авторами и организаторами площадки выступили продюсер Алексей Есин, архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы, журналист и куратор Армен Арутюнов.
Самара ВолгаФест: павильоны городов. Авторы Дмитрий и Мария Храмовы, Михаил МятежинФотография © Константин Африкантов
Так, на набережной Самары возвели четыре павильона, посвященных Нижнему Новгороду, Казани, Ульяновску и Саратову. Объединяющая идея для всех павильонов, конечно же, – Волга. И знаковым элементом каждого павильона стали символические карты-орнаменты взаимодействия каждого города с Волгой (автор Мария Храмова). Они парили над променадом набережной, отбрасывая тени. По ним, как по символическим набережным этих городов, прогуливались гости фестиваля. Самара ВолгаФест: павильоны городов. Авторы Дмитрий и Мария Храмовы, Михаил МятежинФотография © Екатерина Ананьева
По своему конструктиву каждый павильон-резиденция представлял собой систему элементов, которые формировали различные пространства и функциональные зоны для комфортного нахождения гостей и проведения мероприятий. «Галерея с террасой» – частично открытое пространство под крышей для проведения выставок и мастер-классов, состояло из двух глухих стен и двух стен из вращающихся панелей, создающих открытое и закрытое пространство при необходимости.
Самара ВолгаФест: павильоны городов. Авторы Дмитрий и Мария Храмовы, Михаил МятежинФотография © Екатерина Ананьева
«Сцена с амфитеатром» – открытое пространство под крышей, ориентированное на Волгу, для проведения лекций, концертов, презентаций, показов, состояло из настила и уровней для сидения зрителей. Панель со знаком города – символической картой-орнаментом и названием – являлась одним из элементов сцены. «Променад» – открытое пространство набережной без настила под крышей, ажурной картой-орнаментом, проход сквозь павильон.
Самара ВолгаФест: павильоны городов. Авторы Дмитрий и Мария Храмовы, Михаил МятежинФотография © Екатерина Ананьева
«Амфитеатр-Причал» – открытое пространство, ориентированное на Волгу для отдыха и созерцания, состояло из настила и уровней для сидения зрителей. Это пространство включало в себя конструкции «Бакенов» со светильниками и знаками города в качестве пространственных доминант и ориентиров. «Бакены» со светильниками и знаками города в качестве пространственных доминант и ориентиров. Все конструкции были изготовлены из доски, бруса, фанеры, тентовой ткани и окрашены в белый цвет.
Самара ВолгаФест: павильоны городов. Авторы Дмитрий и Мария Храмовы, Михаил МятежинФотография © Екатерина АнаньеваСамара ВолгаФест: павильоны городов. Авторы Дмитрий и Мария Храмовы, Михаил МятежинФотография © Екатерина Ананьева «Образ павильонов задумывался как волжская дача где-то на том берегу, за Волгой, предназначенная для расслабленного созерцания», – рассказывают архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы. В итоге, концепция получилась очень самарской, отражающий, по словам местных жителей, волжский созерцательный гедонизм. Этот самарский взгляд объединил все четыре города. Различия проявлялись в наполнении павильонов: в символической инфографике, раскрывающей идентичность каждого города (дизайнер Елена Загороднева); в гениях места, в фотовыставках фотохудожников из городов-гостей (Александр Ивасенко из Нижнего Новгорода, Юлия Калинина из Казани, Александр Кременицкий из Ульяновска, Олег Елкис из Саратова); в работах художников стрит-арта, выполненных в первый день фестиваля, которые разместились на торце павильонов (Ильи Барабина из Нижнего Новгорода, Никиты Руфас из Казани, Егора Холтова из Ульяновска, Санчо Васильева из Саратова).
Самара ВолгаФест: павильоны городов. Авторы Дмитрий и Мария Храмовы, Михаил МятежинФотография © Екатерина Ананьева
Навстречу друг другуПреодоление «преград» различий волжских городов-соседей происходило в павильонах-резиденциях на ментальном и физическом уровне. Для знакомства с городом нужно было преодолеть ступени амфитеатра и крутящиеся ламели с информацией о городе, познакомиться с резидентами городов на экскурсиях и многочисленных мероприятиях, которым позавидовал бы Moscow Urban Fest. «Мы ставили перед собой сразу несколько задач, – рассказывает программный директор «Резиденции волжских города» Армен Арутюнов. – Во-первых, исследовать и показать жизнь ближайших крупных центров, их историю и идентичность, взаимодействие с Волгой и другими водоемами, презентовать успешные культурные практики. Во-вторых, провести параллели между нашими городами, обменяться опытом».
Самара ВолгаФест: павильоны городов. Авторы Дмитрий и Мария Храмовы, Михаил МятежинФотография © Екатерина АнаньеваСамара ВолгаФест: павильоны городов. Авторы Дмитрий и Мария Храмовы, Михаил МятежинФотография © Екатерина Ананьева Например, на площадке Нижнего Новгорода о поиске идентичности города с гостями фестиваля говорили архитекторы и урбанисты Зоя Рюрикова и Вера Просвирина. Художник и куратор Артем Филатов рассказывал о нижегородском культурном ландшафте, уличном искусстве и своих проектах. Искусствовед и краевед Антон Марцев – как внимание к историческим деталям делает отношения с городом личными. В Казани арт-директор Центра современного искусства «Смена» Кирилл Маевский рассказал о краеведческой и культурной истории города в работе институции и издательской деятельности. Режиссер, художник-сценограф, куратор программы набережной озера Кабан сезона 2019–2020 Ксения Шачнева выступила с лекцией о культуре со-участия на примере проектов театрального пространства MON и набережной озера Кабан. А театральный критик Антон Хитров, два года назад переехавший из Москвы в Казань, поделился своим видением культурного и архитектурного развития столицы Татарстана.
Самара ВолгаФест: павильоны городов. Авторы Дмитрий и Мария Храмовы, Михаил МятежинФотография © Екатерина Ананьева
Вопросам двойственности в культуре и структуре Ульяновска посвятил свой рассказ создатель проекта «Анатомия Симбирска» Дмитрий Русин, а Виктор Жиляев, директор ульяновского МЦСИ «Мельников.house», – творческим индустриям и современному искусстве в провинциальном городе. Фотограф и журналист Виктория Чернышева поведала о тайных кодах города и его главных героях.
Об художественной среде Саратова можно было узнать на встрече с куратором, сотрудником Саратовского дома работников искусств Дарьей Кумаковой. Журналист и краевед Алексей Голицын рассказал о волжских лодках и рыбаках. Фотограф Олег Елкис провел виртуальную экскурсию «Саратов: взгляд свысока».
Самара ВолгаФест: павильоны городов. Авторы Дмитрий и Мария Храмовы, Михаил МятежинФотография © Екатерина АнаньеваСамара ВолгаФест: павильоны городов. Авторы Дмитрий и Мария Храмовы, Михаил МятежинФотография © Екатерина Ананьева Апофеозом самарского гедонизма на проекте «Резиденция волжских городов» стала варка и дегустация «Литературного варенья» (проект Олега и Светланы Колесниковых). Настоящее, по рецептам местных «гениев места». Нижнему Новгороду, например, досталось ананасовое. Говорили о пушкинской болдинской осени и знаменитых оранжереях в усадьбе братьев Баташёвых, что в Выксе, где и выращивались эти самые ананасы. «Мы находимся по соседству, но так мало знаем друг о друге» – пожалуй основной лейтмотив всего фестиваля «ВолгаФест». «Дачи-резиденции» волжских городов архитектурно и концептуально восстановили пробел в знаниях и убрали лишние преграды для настоящего диалога и узнавания друг друга.
|