Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.08.2022

Как будут жить полярники на «Востоке»: все об устройстве современной полярной станции

Объект:
Новый зимовочный комплекс антарктической станции «Восток»
Адрес:
Россия, плато Центральной Антарктиды в 1410 км от станции Мирный
Мастерская:
Запсибгазпром
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива/ГИП: А. В. Емельянов
ГАП: Е. Ю. Фокина, А.В. Будюк
Архитектор: А. Я. Кеняйкина
Главный конструктор: И. В. Рева
Ведущий конструктор: С. М. Козлачков
Технолог: В. Р. Гехтман
Руководитель отдела ОВиК: М. И. Выборнова
Руководитель отдела ВК: Ю. Б. Исраилов
Руководитель отдела ЭО: А. И. Угольник
Руководитель отдела СС: А. И. Очаковский
Руководитель BIM моделирования: М. Ю. Бохонов

Антарктическая станция «Восток» построена в 1957 году. За прошедшее время она пережила две реконструкции, три консервации, а к настоящему времени изношена на 90% и занесена снегом. В 2019 году на заседании Попечительского совета Русского географического общества был представлен проект создания нового зимовочного комплекса. [1] Его инфраструктура рассчитана на экстремальные условия эксплуатации и обеспечивает полную безопасность полярников.

Станция «Восток»  Предоставлено компанией ROCKWOOL
Станция «Восток»
Предоставлено компанией ROCKWOOL
Проект нового зимовочного комплекса Предоставлено компанией ROCKWOOL
Проект нового зимовочного комплекса
Предоставлено компанией ROCKWOOL

История одного проекта

Новый комплекс предполагается расположить на снежной поверхности ледяного плато Центральной Антарктиды в 1410 км от станции Мирный и в 1260 км от ближайшего морского побережья. Толщина ледяного покрова здесь – 3700 м. Зимой температура опускается до -89 °С, летом поднимается до -36 °С, а среднегодовое давление воздуха – 468 мм рт. ст (при норме 760 мм рт. ст).
Изначальный проект станции, предложенный немецкой компанией Ramboll, пришлось переработать. При пересмотре документации выяснилось, что архитектурно-планировочное решение противоречит нормам РФ и не устраивает людей, которые будут жить и эксплуатировать станцию.

«В частности, в иностранном проекте были применены горючие материалы для отделки стен и потолков, не учтено огромное выделение статического электричества, что влечет за собой выход из строя всей электронной техники. В связи с этим, конструкции стен, полов и потолков были полностью переделаны. Организованы выходы на кровлю для обслуживания оборудования, а также предусмотрены механизмы для подъема грузов на станцию», – уточняет Елена Фокина, главный архитектор проекта станции «Восток».

Новый проект разработал авторский коллектив компании «Запсибгазпром». В результате от первоначальной идеи осталась только модульная система из пяти блоков.

«Модульность конструкции обусловлена необходимостью автономной работы каждого из блоков в случае непредвиденной ситуации. Для этих же целей было разнесено расположение резервных дизель-генераторов для обеспечения жизнедеятельности. Был учтен печальный опыт, связанный с заносом уже существующей станции. Новый зимовочный комплекс “Восток” представляет собой цепочку мобильных блоков на гидравлических опорах, которые дают возможность поднимать и опускать модули в зависимости от количества выпавшего снега. По аналогичной схеме, например, выполнена станция Halley VI», – говорит Елена Фокина.

В модулях станции расположены лаборатории с новейшим научно-исследовательским оборудованием, медблок с возможностью проведения полостных операций, общественные помещения, включающие в себя бильярдную, тренажерный зал, сауну, курительную комнату и др., технологические помещения кухни и технические помещения. Также в отдельных модулях располагаются основной и резервный энергоблоки – настоящее «сердце» станции, дающее жизнь всем окружающим системам.
 Предоставлено компанией ROCKWOOL
Предоставлено компанией ROCKWOOL
 Предоставлено компанией ROCKWOOL
Предоставлено компанией ROCKWOOL
Модули зимовочного комплекса станции «Восток», вид сверху Предоставлено компанией ROCKWOOL
Модули зимовочного комплекса станции «Восток», вид сверху
Предоставлено компанией ROCKWOOL

 
Подробнее о модулях новой станции «Восток» [1]

Главное здание представляет собой прямоугольный в плане объем. Общий размер здания 13,49 х 139,89 м. Максимальная высота блоков А и D – 14,05 м, блоков В и С – 17,47 м. За отметку +0.000 принята отметка низа металлического контейнера.

Блок А: законсервированный блок с температурным режимом -40 °С. Включает в себя шесть резервуаров хранения дизельного топлива, аварийный генератор и насосную станцию.

Блок В: жилые, медицинские, общественные и административные помещения на отметках 0.000 и +3.400, технические помещения на отметках -2.720 и +6.480

Блок С: жилые и общественные помещения на отметках 0.000 и +3.400, технические помещения на отметках -2.720 и +6.480

Блок D: технические помещения. Блок-модуль состоит из шести резервуаров для хранения дизельного топлива, помещения аварийного генератора, насосной станции, а также трех холодных и двух теплоизолированных складов.

Блок Е: технические помещения и гараж.

Помимо основного здания, в непосредственной близости находятся два блок-модуля, соединенных трубопроводами с основным зданием для питания генераторов на станции.


Энергетический центр станции «Восток»

В главном энергоцентре зимовочного комплекса антарктической станции «Восток» установлены четыре дизель-генераторных установки (ДГУ) мощностью 200 кВт каждый. Предусмотрено еще два резервных дизель-генератора аналогичной мощности. Все оборудование выпущено российской компанией КамАЗ и Баранчинским заводом. Предполагаемая расчетная станции составит 146 кВт. Эту мощность способна обеспечить одна машина при 75%-ой загрузке. Энергоцентр рассчитан на 25-30 лет безаварийной работы, но тем не менее, на станции сделали резервный, полностью идентичный основному, комплекс оборудования. Если что-то пойдет не по плану, полярники точно будут снабжены электроэнергией и теплом в течение всей зимовки. [3] Также на новой станции предполагается использование солнечных батарей для дополнительного получения энергии.

«Все инженерное оснащение станции организовано таким образом, чтобы потребности в энергоресурсах при эксплуатации были минимальны. В инженерных системах особое место занимают решения по утилизации тепла. При проектировании был выполнен расчет годового потребления топлива, учитывающий абсолютно всех потребителей энергии на станции», – дополняет Маргарита Выборнова, руководитель группы ОВ и ВК проектного подразделения ОАО «Запсибгазпром».
Энергоцентр зимовочного комплекса антарктической станции «Восток»
Энергоцентр зимовочного комплекса антарктической станции «Восток»
Предоставлено компанией ROCKWOOL


Тепло и безопасность на новой станции

Несмотря на экстремальные климатические условия, в которых предстоит работать зимовочному комплексу, внутри станции поддерживается комфортная для проживающих температура – в помещениях можно ходить в футболках. Все инженерные системы станции автономны и компьютеризированы.

«Отопление и теплоснабжение станции осуществляется за счет котлов на дизельном топливе и энергии, вырабатываемой дизель-генераторами, с применением специализированного комплекса утилизации тепла от дымовых газов и корпуса ДГУ и использованием полученного тепла в системе теплоснабжения», – рассказывает Маргарита Выборнова.

Дополнительно предусмотрена электрическая система отопления – теплые полы и конвекторы. Чтобы работа систем отопления и теплоснабжения была максимально эффективной, и комфортная атмосфера поддерживалась в помещениях длительное время, стены каждого узла превратили в эффективные многослойные системы утепления. Для этого модули по периметру изнутри изолировали несколькими слоями каменной ваты ROCKWOOL, которая заполнила все пустоты в конструкции. Также выполнено наружное утепление каменной ватой. Для стен и потолков выбраны материалы ВЕНТИ БАТТС, для полов – плиты серии РУФ, в отдельных местах уложен утеплитель ЛАЙТ БАТТС.

«Благодаря теплотехническим характеристикам каменной ваты, такое решение обеспечивает максимальную эффективность – теплоизоляция превращает каждый отдельный модуль в своеобразный «термос», который хранит тепло даже в условиях Антарктиды. При этом натуральное происхождение и содержащийся в материалах воздух позволяют конструкциям «дышать» без образования разрушительного конденсата. Выбранный материал долговечен и надежен. Его срок службы превышает 50 лет, и в течение этого времени каменная вата сохраняет свою форму и исходные теплотехнические характеристики. Это чрезвычайно важно в условиях столь отдаленной эксплуатации станции – в случае проявления строительных дефектов, у компаний не будет возможности оперативно эвакуировать людей и пересмотреть принятые решения», – поясняет Андрей Петров, ведущий инженер компании ROCKWOOL.
Сборка модулей зимовочного комплекса станции «Восток»
Сборка модулей зимовочного комплекса станции «Восток»
Предоставлено компанией ROCKWOOL

Снаружи слои утеплителя защищены фасадными панелями, а изнутри – негорючими стекломагниевыми листами. Суммарная толщина наружных стен достигает 650 мм. Такое решение не просто помогает создать и поддержать комфортную для полярников температуру, но и обеспечивает их максимальную безопасность. К сожалению, ранее действовавшая станция «Восток» известна печальным событием – в апреле 1982 года из-за короткого замыкания случился пожар, унесший за собой жизнь одного из полярников. Строение станции – домик из деревянных щитов, обшитый снаружи алюминием, а изнутри пенопластом (для звукоизоляции) сгорел всего за 15 минут. Полностью вышли из строя основные и резервные дизель-генераторы, пропал свет, обесточились научные приборы, остыли батареи. Экспедицию спасли усилия геофизиков, которым удалось запустить найденный на свалке дизель-генератор. Зимовщики не просто выжили, но и продолжили свои эксперименты. [4] Это уникальный случай, но повторение подобного недопустимо. Именно поэтому все системы на станции проверены по несколько десятков раз, а стены тепло- и звукоизолированы негорючим материалом, волокна которого выдерживают температуры свыше 1000 °С, в критической ситуации сдерживая распространение огня.
Контрольная сборка в г. Гатчина. Фасад нового зимовочного комплекса станции «Восток»
Контрольная сборка в г. Гатчина. Фасад нового зимовочного комплекса станции «Восток»
Фотография © Ольга Стефанова /Предоставлена компанией ROCKWOOL


Вентиляция станции

С системами отопления неразрывно связаны системы приточно-вытяжной вентиляции. Они заслуживают отдельного внимания, ведь большинство существующих программ подбора оборудования просто не рассчитаны на крайне низкие температуры внешнего воздуха, а барометрическое давление в них задано постоянно равным 101,325 кПа. Для грамотных расчетов и подбора оборудования нужно было кропотливо учитывать каждый параметр, отличный от стандартного.
«Из особенностей для данных систем можно выделить использование в приточных установках калориферов преднагрева наружного воздуха до температуры -50 °С для недопущения замерзания теплообмеников пропиленгликоля, тэновый подогрев всех возможных клапанов и жалюзийных решеток, соприкасающихся с наружным воздухом», – говорит Маргарита Выборнова.

Первая ступень нагрева воздуха от наружной температуры до -50 °С электрическая, далее воздух греют до +20 °С пропиленгликолем. Автоматические системы климат-контроля позволяют затем нагреть поступающий воздух до +35 °С.

Для объекта было разработано специальное оборудование Aircut:
  • Вентиляционные установки с системой утилизации тепла;
  • Узлы регулирования для воздухонагревателей;
  • Вентиляторы;
  • Воздушно-тепловые завесы;
  • Воздушные клапаны с тэновым подогревом и канальные элементы.
Вентиляционные установки для зимовочного комплекса станции «Восток»
Вентиляционные установки для зимовочного комплекса станции «Восток»
Предоставлено компанией ROCKWOOL

Важно, что установки сверхкомпактные и расположены в техническом модуле, то есть, строительство дополнительного узла не потребовалось. Кроме того, поставленное оборудование отличается высокой энергоэффективностью – общее годовое потребление тепловой и электрической энергии ниже, чем у типовых устройств на 37%. [5]

«Все воздуховоды и трубопроводы дополнительно изолированы навивными цилиндрами из каменной ваты ROCKWOOL 100 и базальтовыми матами WIRED MAT 80, а для огнезащиты систем вентиляции смонтированы негорючие решения ALU1 WIRED MAT 105 с покрытием неармированной алюминиевой фольгой. Такой комплекс решений обеспечивает надежную защиту и изоляцию трубопроводов, существенно сокращая тепловые потери, а также сохраняет долговечность труб, препятствуя образованию на них конденсата», – комментирует Роман Бочков, менеджер по развитию направления «Техническая изоляция и огнезащита» компании ROCKWOOL.
Изоляция технических систем на новой станции «Восток"
Изоляция технических систем на новой станции «Восток"
Предоставлено компанией ROCKWOOL


Сопутствующие системы

Работу станции и комфорт пребывающих полярников обеспечивает множество других инженерных систем. Так, питьевую воду в Антарктике добывают изо льда, затем фильтруют и очищают.

«Согласно Мадридскому Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктиде сточную воду также необходимо очищать, чтобы она не загрязняла окружающую среду. На все эти мероприятия тратится большое количество энергии, поэтому экономия воды жизненно важна для станции. В зимний период предполагается расход всего 500 л в сутки на 15 человек. “Черные” канализационные стоки проходят очистку в системе очистки хозяйственно-фекальных стоков, откуда очищенная техническая вода поступает на доочистку станции “серых” стоков, или пускаются на технические нужды. Сухой остаток собирается в контейнеры для последующего вывоза с территории континента», – делится деталями Маргарита Выборнова.
Условия, в которых жили российские полярники Предоставлено компанией ROCKWOOL
Условия, в которых жили российские полярники
Предоставлено компанией ROCKWOOL
Условия, в которых жили будут жить  российские полярники Предоставлено компанией ROCKWOOL
Условия, в которых жили будут жить российские полярники
Предоставлено компанией ROCKWOOL

Прочие твердые отходы также предполагается складировать и вывозить из Антарктиды.

Все конструкции нового зимовочного комплекса изготовил и собрал «Опытный завод строительных конструкций» в Гатчине. Комплекс разобрали на 133 блок-модуля, погрузили на атомный лихтеровоз «Севморпуть» и отправили на юный континент. Однако, в октябре 2020 года возникли сложности с транспортировкой модулей, поэтому доставку грузов перенесли на 2021 год. Предполагается, что после запуска нового комплекса в «зимний» период, то есть с февраля по октябрь, на станции будет проживать до 15 человек, а «летом», с ноября по январь – 35 человек. Благодаря принятым техническим и инженерным решениям, люди смогут находиться на станции десять месяцев в году без сообщения с внешним миром.

Список литературы:
  1. На попечительском совете РГО обсудили актуальные проекты общества. Источник: Русское Географическое общество. Ссылка: www.rgo.ru/ru/article/na-popechitelskom-sovete-rgo-obsudili-aktualnye-proekty-obshchestva (дата обращения: 09.04.2021)
  2. Евгений Белкин, Как устроена новая станция «Восток» – интервью с главным архитектором проекта. Источник: Техносфера. Россия, канал Яндекс.Дзен. Ссылка: zen.yandex.ru/media/id/5a8fcb9ba86731ba0472e70f/kak-ustroena-novaia-stanciia-vostok-interviu-s-glavnym-arhitektorom-proekta-5fa4344a47a34812ceb0f124 (дата обращения: 09.04.2021)
  3. Екатерина Дзюба, Новая полярная станция «Восток»: из Гатчины – в Антарктиду. Источник: Гатчинская Правда.ру. Ссылка: gtn-pravda.ru/2020/09/02/novaja-poljarnaja-stantsija-vostok-iz-gatchini--v-antarktidu.html (дата обращения: 09.04.2021)
  4. Г. Лятиев, Погорельцы шестого континента. Источник: Наука и жизнь. Ссылка: www.nkj.ru/archive/articles/5790/ (дата обращения: 09.04.2021)
  5. Вентиляционные установки для Антарктической экспедиции «Восток 2». Источник: сайт компании AirCut. Ссылка: aircutklima.com/articles/ventilyatsionnye-ustanovki-dlya-antarkticheskoy-ekspeditsii--vostok-2-/ (дата обращения: 09.04.2021)

 
Предоставлено компанией ROCKWOOL