8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Публикуем подборку документальных фильмов, так или иначе относящихся к архитектуре. В списке среди прочего есть видео-интервью с личным фотографом Энди Уорхола, снятое в стенах «Стеклянного дома» Филипа Джонсона, биографическая лента, посвященная главному скульптору храма Саграда-Фамилия в Барселоне, «архитектурная» компиляция, смонтированная из 30 художественных фильмов. Небольшой дисклеймер: большая часть роликов – с английской озвучкой.
«Город колонн», Норихито Накатани
/ «A City of Columns», Norihito Nakatani
Фильм посвящен традиционным для средневековой Японии постройкам нагая, определившим планировку современной Осаки. Нагая – это вытянутый одноэтажный дом барачного типа, поделенный на равноценные жилые блоки с отдельными входами. Модулем этого «коммунального» жилища, как часто в Японии, служил татами: его размеры определяли расстояние между опорами, площадь и планировку помещений, габариты предметов мебели и даже структуру уличной сети. Стандартизация, лежащая в основе типологии, облегчала процесс строительства и обустройства жилища.
В короткометражной ленте «Город колонн» запечатлена одна из немногих уцелевших после Второй мировой войны построек нагая, датируемая 1926 годом. Здание реконструировали в 2006, сохранив присущую этой типологии модульную структуру и организацию пространства. В фильме показано, как в различных компонентах здания проявляется стандарт, заложенный много лет назад.
«Гленкерри-хаус Эрнё Голдфингера как бруталистская «вертикальная деревня», Эдвард Бишоп
/ «Erno Goldfinger's Glenkerry House is a brutalist «vertical village», Edward Bishop
Короткая экскурсия по 14-этажному жилому дому, расположенному в индустриальном районе Лондона Поплар. Комплекс был построен в 1977 по проекту выдающегося британского архитектора венгерского происхождения Эрнё Голдфингера. В роли рассказчиков выступают жители высотки: они оценивают брутализм с точки зрения его «прямых потребителей», рассказывают, как идеалы архитектора раскрываются в планировках спроектированного им здания, и посвящают зрителей в тонкости кооперативного управления жилищем. Квартиры в многоквартирном доме продают на условиях «общинной аренды», при этом каждая сделка заранее обсуждается на собрании членов ТСЖ. Формат позволяет собственникам не только сохранять контроль над жилой средой, но и снижать расходы на техническое и сервисное обслуживание здания. Жильцы называют свой дом «вертикальной деревней, в которой каждый имеет право голоса».
«Как построить дом за 80 дней», Вероника Карреньо, Ноэлия Кастельяно
/ Cómo fabricar una vivienda en 80 días, Verónica Carreño, Noelia Castellano
Документальный «байопик», рассказывающий о жизни жилого прототипа #bh01, разработанного архитектурной студией [baragaño] и R&D-отделом крупнейшей металлургической компании ArcelorMittal. Сборный дом площадью 39м2 за три неполных месяца преодолевает расстояние в 480 км, переезжая с производственной площадки в Мадриде на место постоянного пребывания в Авилесе.
«Стеклянный дом», Мэттью Плачек
/ «Glass House», Matthew Placek
Фотограф Дэвид МакКейб (1940-2021) рассказывает о том, как на протяжении всего 1964 года документировал жизнь Энди Уорхола. Часть кадров этого долгоиграющего проекта была сделана в стенах «Стеклянного дома», в котором время от времени жил его автор Филип Джонсон: архитектор был близким другом Энди Уорхола, и здесь, в штате Коннектикут, художник имел возможность отдохнуть от нью-йоркской суеты. Надо сказать, что большая часть снимков, сделанных МакКейбом для этого культового проекта, была опубликована лишь через 40 лет после его завершения.
Много лет назад Эцуро Сотоо специально перебрался из Японии в Европу, чтобы познать возможности камня, а в 1978 оказался в Барселоне. В том же году он поступил на стройку Саграда-Фамилия – в то время храм представлял собой «заброшенные руины» – в должности простого каменщика, а через 35 лет был назначен главным скульптором. В интервью Сотоо рассказывает, как пробуждался его интерес к Гауди – он даже принял католицизм, чтобы лучше понять гений архитектора – и о том, как работа над «долгостроем» помогла ему в духовном становлении.
«Архитектура в кинематографе», Хорхе Луэнго Руис
/ «Architecture in Cinema», Jorge Luengo Ruiz
Четырехминутная нарезка с архитектурными моментами из различных европейских фильмов. Ролик открывается экспрессионистским фильмом-метафорой «Метрополис» Фрица Ланга 1927 года и заканчивается ретроспективной сказкой «Отель «Гранд Будапешт», снятой Уэсом Андерсоном в 2014-м. Всего в подборку вошло три десятка фильмов, их полный список автор приводит в описании ролика на Vimeo.
«Дом», Томас Глисон
/ «Home», Thomas Gleeson
Автор этот минималистичной документальной ленты предлагает зрителям поразмышлять о том, что же делает дом домом. Главный и единственный «герой» фильма – жилое здание, которое перевозят на новое место. Во время транспортировки оно теряет привычную устойчивость, становится «хрупким и подвижным», однако все встает на свои места, как только его вновь заселяют люди.
«Ландшафтная архитектура: переосмысление будущего из тоталитарного прошлого», Minimal Movie, Максим Коцюба
/ «Landscape Architecture: rethinking the future out of a totalitarian past», Minimal Movie, Maksim Kotsiuba
Советский Союз распался 30 лет назад, однако города Украины с тех пор мало изменились, несмотря на социально-политическую реорганизацию. Городская среда, представленная в городах бывшей союзной республики, практически не отражает интересов современных граждан и совсем не вписывается в актуальную «повестку». «То, что должно было стать прошлым, остается настоящим», – поясняют авторы ролика. Помочь горожанам восстановить контакт с «естественной средой обитания» призваны новые общественные пространства.