Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.08.2021

Один раз увидеть

Алина Измайлова

8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.

Публикуем подборку документальных фильмов, так или иначе относящихся к архитектуре. В списке среди прочего есть видео-интервью с личным фотографом Энди Уорхола, снятое в стенах «Стеклянного дома» Филипа Джонсона, биографическая лента, посвященная главному скульптору храма Саграда-Фамилия в Барселоне, «архитектурная» компиляция, смонтированная из 30 художественных фильмов. Небольшой дисклеймер: большая часть роликов – с английской озвучкой.

«Город колонн», Норихито Накатани

/ «A City of Columns», Norihito Nakatani

Фильм посвящен традиционным для средневековой Японии постройкам нагая, определившим планировку современной Осаки. Нагая – это вытянутый одноэтажный дом барачного типа, поделенный на равноценные жилые блоки с отдельными входами. Модулем этого «коммунального» жилища, как часто в Японии, служил татами: его размеры определяли расстояние между опорами, площадь и планировку помещений, габариты предметов мебели и даже структуру уличной сети. Стандартизация, лежащая в основе типологии, облегчала процесс строительства и обустройства жилища.

В короткометражной ленте «Город колонн» запечатлена одна из немногих уцелевших после Второй мировой войны построек нагая, датируемая 1926 годом. Здание реконструировали в 2006, сохранив присущую этой типологии модульную структуру и организацию пространства. В фильме показано, как в различных компонентах здания проявляется стандарт, заложенный много лет назад.


 
«Гленкерри-хаус Эрнё Голдфингера как бруталистская «вертикальная деревня», Эдвард Бишоп
/ «Erno Goldfinger's Glenkerry House is a brutalist «vertical village», Edward Bishop

Короткая экскурсия по 14-этажному жилому дому, расположенному в индустриальном районе Лондона Поплар. Комплекс был построен в 1977 по проекту выдающегося британского архитектора венгерского происхождения Эрнё Голдфингера. В роли рассказчиков выступают жители высотки: они оценивают брутализм с точки зрения его «прямых потребителей», рассказывают, как идеалы архитектора раскрываются в планировках спроектированного им здания, и посвящают зрителей в тонкости кооперативного управления жилищем. Квартиры в многоквартирном доме продают на условиях «общинной аренды», при этом каждая сделка заранее обсуждается на собрании членов ТСЖ. Формат позволяет собственникам не только сохранять контроль над жилой средой, но и снижать расходы на техническое и сервисное обслуживание здания. Жильцы называют свой дом «вертикальной деревней, в которой каждый имеет право голоса».

 
«Как построить дом за 80 дней», Вероника Карреньо, Ноэлия Кастельяно
/ Cómo fabricar una vivienda en 80 días, Verónica Carreño, Noelia Castellano

Документальный «байопик», рассказывающий о жизни жилого прототипа #bh01, разработанного архитектурной студией [baragaño] и R&D-отделом крупнейшей металлургической компании ArcelorMittal. Сборный дом площадью 39м2 за три неполных месяца преодолевает расстояние в 480 км, переезжая с производственной площадки в Мадриде на место постоянного пребывания в Авилесе.

 
«Стеклянный дом», Мэттью Плачек
/ «Glass House», Matthew Placek

Фотограф Дэвид МакКейб (1940-2021) рассказывает о том, как на протяжении всего 1964 года документировал жизнь Энди Уорхола. Часть кадров этого долгоиграющего проекта была сделана в стенах «Стеклянного дома», в котором время от времени жил его автор Филип Джонсон: архитектор был близким другом Энди Уорхола, и здесь, в штате Коннектикут, художник имел возможность отдохнуть от нью-йоркской суеты. Надо сказать, что большая часть снимков, сделанных МакКейбом для этого культового проекта, была опубликована лишь через 40 лет после его завершения.

 
«Построенный пейзаж: огранка камня», Давид Серкейро
/ «Constructed Views: Stone Cut», David Cerqueiro

Много лет назад Эцуро Сотоо специально перебрался из Японии в Европу, чтобы познать возможности камня, а в 1978 оказался в Барселоне. В том же году он поступил на стройку Саграда-Фамилия – в то время храм представлял собой «заброшенные руины» – в должности простого каменщика, а через 35 лет был назначен главным скульптором. В интервью Сотоо рассказывает, как пробуждался его интерес к Гауди – он даже принял католицизм, чтобы лучше понять гений архитектора – и о том, как работа над «долгостроем» помогла ему в духовном становлении. 
 
 
«Архитектура в кинематографе», Хорхе Луэнго Руис
 / «Architecture in Cinema», Jorge Luengo Ruiz

Четырехминутная нарезка с архитектурными моментами из различных европейских фильмов. Ролик открывается экспрессионистским фильмом-метафорой «Метрополис» Фрица Ланга 1927 года и заканчивается ретроспективной сказкой «Отель «Гранд Будапешт», снятой Уэсом Андерсоном в 2014-м. Всего в подборку вошло три десятка фильмов, их полный список автор приводит в описании ролика на Vimeo.

 
«Дом», Томас Глисон
/ «Home», Thomas Gleeson

Автор этот минималистичной документальной ленты предлагает зрителям поразмышлять о том, что же делает дом домом. Главный и единственный «герой» фильма – жилое здание, которое перевозят на новое место. Во время транспортировки оно теряет привычную устойчивость, становится «хрупким и подвижным», однако все встает на свои места, как только его вновь заселяют люди.

 
«Ландшафтная архитектура: переосмысление будущего из тоталитарного прошлого», Minimal Movie, Максим Коцюба
/ «Landscape Architecture: rethinking the future out of a totalitarian past», Minimal Movie, Maksim Kotsiuba

Советский Союз распался 30 лет назад, однако города Украины с тех пор мало изменились, несмотря на социально-политическую реорганизацию. Городская среда, представленная в городах бывшей союзной республики, практически не отражает интересов современных граждан и совсем не вписывается в актуальную «повестку». «То, что должно было стать прошлым, остается настоящим», – поясняют авторы ролика. Помочь горожанам восстановить контакт с «естественной средой обитания» призваны новые общественные пространства.