Design
ZHACODE: Jianfei Chu, Vishu Bhooshan, Henry David Louth, Shajay Bhooshan, Patrik Schumacher
ETH BRG: Tom Van Mele, Alessandro Dell’Endice, Philippe Block
Structural engineering
ETH BRG: Tom Van Mele, Alessandro Dell’Endice, Sam Bouten, Philippe Block
Fabrication design
ETH BRG: Shajay Bhooshan, Alessandro Dell’Endice, Sam Bouten, Chaoyu Du, Tom Van Mele
ZHACODE: Vishu Bhooshan, Philip Singer, Tommaso Casucci
3D concrete printing
In3D: Johannes Megens, Georg Grasser, Sandro Sanin, Nikolas Janitsch, Janos Mohacsi
Concrete material development
Holcim: Christian Blachier, Marjorie Chantin-Coquard, Helene Lombois-Burger, Francis Steiner
LafargeHolcim Spain: Benito Carrion, Jose Manuel Arnau
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Пешеходный мост Striatus показан публике в рамках параллельной программы Венецианской биеннале: увидеть его можно в саду Джардини-делла-Маринаресса недалеко от «основного» Джардини вплоть до окончания биеннале 21 ноября 2021 года.
Авторы проекта – исследовательская группа Block Research Group (BRG) профессоров Филиппа Блока и Тома ван Меле в цюрихской Федеральной высшей технической школе (ETH Zürich) и «вычислительное» подразделение Zaha Hadid Architects – Computation and Design Group (ZHACODE). За 3D-печать отвечала компания incremental3D (in3D), особые бетонные чернила для принтера разработали специалисты Holcim.
Структура моста размером 16 на 12 метров основана на древних принципах сводчатой конструкции из камня, которые, помимо прочего, изучают в BRG, поэтому главная сила здесь – сжатие, а давление, напротив, очень невелико. Нагрузка (например, пешеходы) передается на опоры, а те сцеплены между собой на уровне земли стальными связями. Такой подход позволил обойтись без раствора: 53 блока, из которых возведен мост, удерживает на месте только точный инженерный расчет. Важно, что все блоки – клиновидные по форме, поэтому авторы называют их «замковыми». Благодаря этому они всегда перпендикулярны преобладающему направлению силы сжатия, что и делает конструкцию устойчивой.
Сложная форма блоков – самое большое новшество в проекте, как считают специалисты ETH Zürich: их печатали не параллельными горизонтальными рядами, а под углом: так раньше не делали и это потребовало разработки новых бетонных чернил от Holcim. Использование принтера-робота, как в этом случае, позволит вернуть на стройку высококвалифицированную рабочую силу, как считают создатели моста.
Цель проекта – сделать строительство более ресурсоэффективным. Сейчас в мире как материал преобладает железобетон, а его составляющие, сталь и цемент – материалы с очень большим углеродным следом. У Striatus есть упомянутые стальные тяги, но все равно «содержание» металла в нем в 10 раз меньше, а бетона затрачено лишь 30% по сравнению с железобетонным мостом со стоечно-балочной системой и традиционными плитами перекрытия.
Между блоками использованы неопреновые прокладки, которые должны смягчать давление и уменьшать трение: ведь мост в целом и каждый его блок в частности пригодны к повторному использованию. В отличие от классического бетонного сооружения, такое легко разобрать и собрать в другом месте, или же переработать все его части по отдельности.