Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.07.2021

Старые-новые арки

Нина Фролова
Объект:
Мост Striatus
Адрес:
Италия, None, Венеция.
Мастерская:
Zaha Hadid Architects
Авторский коллектив:
Design
ZHACODE: Jianfei Chu, Vishu Bhooshan, Henry David Louth, Shajay Bhooshan, Patrik Schumacher
ETH BRG: Tom Van Mele, Alessandro Dell’Endice, Philippe Block

Structural engineering
ETH BRG: Tom Van Mele, Alessandro Dell’Endice, Sam Bouten, Philippe Block

Fabrication design
ETH BRG: Shajay Bhooshan, Alessandro Dell’Endice, Sam Bouten, Chaoyu Du, Tom Van Mele
ZHACODE: Vishu Bhooshan, Philip Singer, Tommaso Casucci

3D concrete printing
In3D: Johannes Megens, Georg Grasser, Sandro Sanin, Nikolas Janitsch, Janos Mohacsi

Concrete material development
Holcim: Christian Blachier, Marjorie Chantin-Coquard, Helene Lombois-Burger, Francis Steiner
LafargeHolcim Spain: Benito Carrion, Jose Manuel Arnau

Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.

Пешеходный мост Striatus показан публике в рамках параллельной программы Венецианской биеннале: увидеть его можно в саду Джардини-делла-Маринаресса недалеко от «основного» Джардини вплоть до окончания биеннале 21 ноября 2021 года.
 

Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © naaro

Авторы проекта – исследовательская группа Block Research Group (BRG) профессоров Филиппа Блока и Тома ван Меле в цюрихской Федеральной высшей технической школе (ETH Zürich) и «вычислительное» подразделение Zaha Hadid Architects – Computation and Design Group (ZHACODE). За 3D-печать отвечала компания incremental3D (in3D), особые бетонные чернила для принтера разработали специалисты Holcim.
 
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © naaro

Структура моста размером 16 на 12 метров основана на древних принципах сводчатой конструкции из камня, которые, помимо прочего, изучают в BRG, поэтому главная сила здесь – сжатие, а давление, напротив, очень невелико. Нагрузка (например, пешеходы) передается на опоры, а те сцеплены между собой на уровне земли стальными связями. Такой подход позволил обойтись без раствора: 53 блока, из которых возведен мост, удерживает на месте только точный инженерный расчет. Важно, что все блоки – клиновидные по форме, поэтому авторы называют их «замковыми». Благодаря этому они всегда перпендикулярны преобладающему направлению силы сжатия, что и делает конструкцию устойчивой.
 
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © naaro

Сложная форма блоков – самое большое новшество в проекте, как считают специалисты ETH Zürich: их печатали не параллельными горизонтальными рядами, а под углом: так раньше не делали и это потребовало разработки новых бетонных чернил от Holcim. Использование принтера-робота, как в этом случае, позволит вернуть на стройку высококвалифицированную рабочую силу, как считают создатели моста.
 
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © naaro

Цель проекта – сделать строительство более ресурсоэффективным. Сейчас в мире как материал преобладает железобетон, а его составляющие, сталь и цемент – материалы с очень большим углеродным следом. У Striatus есть упомянутые стальные тяги, но все равно «содержание» металла в нем в 10 раз меньше, а бетона затрачено лишь 30% по сравнению с железобетонным мостом со стоечно-балочной системой и традиционными плитами перекрытия.
 
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © naaro

Между блоками использованы неопреновые прокладки, которые должны смягчать давление и уменьшать трение: ведь мост в целом и каждый его блок в частности пригодны к повторному использованию. В отличие от классического бетонного сооружения, такое легко разобрать и собрать в другом месте, или же переработать все его части по отдельности.
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © naaro
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © naaro
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © naaro
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © naaro
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © naaro
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © Tom van Mele
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © Tom van Mele
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © Tom van Mele
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © Tom van Mele
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © Tom van Mele
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © Alessandro dell′Endice
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © Alessandro dell′Endice
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © Alessandro dell′Endice
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © in3d
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © in3d
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © in3d
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © in3d
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © in3d
Мост Striatus
Мост Striatus
Фото © in3d
Мост Striatus
Мост Striatus
© Block Research Group (BRG) в ETH Zurich и Zaha Hadid Architects Computation & Design Group (ZHACODE)
Мост Striatus
Мост Striatus
© Block Research Group (BRG) в ETH Zurich и Zaha Hadid Architects Computation & Design Group (ZHACODE)
Мост Striatus
Мост Striatus
© Block Research Group (BRG) в ETH Zurich и Zaha Hadid Architects Computation & Design Group (ZHACODE)
Мост Striatus
Мост Striatus
© Block Research Group (BRG) в ETH Zurich и Zaha Hadid Architects Computation & Design Group (ZHACODE)
Мост Striatus
Мост Striatus
© Block Research Group (BRG) в ETH Zurich и Zaha Hadid Architects Computation & Design Group (ZHACODE)
Мост Striatus
Мост Striatus
© Block Research Group (BRG) в ETH Zurich и Zaha Hadid Architects Computation & Design Group (ZHACODE)