Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.07.2021

Никита Маликов: «Ты должен ответить в течение 15 минут»

Дмитрий Леонов

Разговор на АрхПароходе: о тонкостях и сложностях удаленной работы команды архитекторов, распределенной по нескольким регионам РФ, форматах взаимодействия, отчетов и принципах подбора сотрудников.

Никита, вы известны как тверской архитектор, но офисы вашего бюро локализованы в Санкт-Петербурге, Ижевске, Крыму. Почему выбор пал на эти города? Эти команды работают на конкретный регион или все дело в экономике?

Тут надо начать с предыстории. Я жил в разных крупных городах – Берлине, Сеуле, Москве. Но в итоге понял, что мегаполис несколько не мое, я там устаю, а не заряжаюсь. В итоге выбор выпал пал на родной город – Тверь. Природа и логистика стали решающим моментом. Но быстро появилась проблема из-за кадров, в Твери толком некого нанять, а многие архитекторы при сомнительном качестве работы просят московский ценник (близость столицы играет негативную роль). И так я решил создать дистанционное бюро, пытаясь найти партнеров во всей России с адекватным соотношением зарплата/качество. Первые два архитектора нашлись в Питере и Ижевске. Сейчас эти архитекторы по-прежнему в бюро, занимают роли лидеров. По мере расширения они же искали еще архитекторов, вели переговоры с заказчиками в этих городах. И вот так появились «филиалы» бюро в других городах. А с Крымом вышло случайно. Сначала в бюро пришла одна девочка из Крыма. Я был очень сильно удивлен их навыками при невысоком запросе зарплаты (но в итоге я все-равно плачу в 2 раза больше, чтобы не поощрять неравномерность оплаты). А потом она привела подругу, и еще, и так появился Крым. На самом деле есть еще Казань и Курск. Таким разбросом городов мы покрываем определенную часть России. В городской среде есть термин «Шаговая доступность – 15 мин». У нас есть термин «Доступность авторского надзора», когда человек из одного города может покрывать надзор объектов в радиусе 1 дня пути.

По какому принципу вы отбираете людей в свою команду?

Я раньше пытался вводить разные требования при отборе, потом понял, что нет ничего эффективнее, чем посмотреть человека в работе. Мы смотрим портфолио, причем неважно, как оно оформлено, важно качество выполненных проектов. Отбираем людей с хорошими идеями и реализациями, в среднем проходит порядка 25% из заявок. Дальше даем тестовое задание на несколько дней и по результатам решаем, брать или нет. После идет от 1 до 3х месяцев оплачиваемая стажировка. Важно понять стремления человека, как он приживается в коллективе, насколько конфликтный и разделяет ли наши идеалы и задачи. Сейчас у нас в команде 11 человек.

Никита Маликов, АрхПароход 2021
Никита Маликов, АрхПароход 2021
Предоставлено агентством Правила общения

Как вы строите работу команд в разных городах?

В дистанционной работе самое сложное – отсутствие ощущения плеча. Его нужно постоянно поддерживать. Ну и дисциплина на удаленке соблюдается не так, как в офисе, когда видишь сразу всех и кто чем занимается. У нас есть несколько организационных правил. Общие зумы каждое утро в 9:30, где распределяются задачи. Дальше до обеда идут зумы по командам. Общий чат в телеграмм, где все сбрасывают свои проекты и вопросы, чтобы каждый архитектор видел, кто чем занимается. Отдельные чаты по объектам, чтобы точечно следить за работой. Есть правило 15 мин: ты можешь работать где угодно и чем угодно заниматься, но если в телеграмме тебе приходит сообщение, ты должен ответить в течение 15 минут. По факту это дает некоторую свободу – днем можно ходить к врачу или заниматься личными делами, но так как ты часть коллектива, все-равно надо отвечать на вопросы, поскольку от тебя зависит работа других людей. Раз в пару недель мы устраиваем рефлексию, где каждый рассказывает о своих проблемах или достижениях. Важно чувствовать настроение людей, их усталость и заряд. Ну и еще есть чаты, где нет меня. Что там обсуждается – я не знаю, возможно, и меня, но там точно происходит неформальное общение. Раз в год я показываю всему бюро движения средств компании на банковском счету, приход и уход, бухотчет. Партнеры бюро (архитекторы) должны видеть, как все происходит, движение средств, сколько тратится на подрядчиков и консорциумы, сколько приходит прибыли.

Какие инструменты, платформы, методики  помогают организовать удаленную работу и координировать проекты?

Телеграм, excel, google-документы, Miro, Zoom. Ничего уникального вы не услышите в этом плане. Вопрос только в том, что это не должно перегружать людей своим наличием. Баланс пока ловим, но чем больше становимся, тем больше приходиться автоматизировать задачи. Наверное, ключевое правило – надо учить людей быть более ответственными и брать на себя больше задач, чем просто рисование: общение с заказчиками, командировки, постоянный поиск лучших решений. Но тут все как в обычном бюро. Хотя далеко не все готовы к такому. Многим приходящим кажется, что работа на удаленке требует меньше сил, чем в офисе. Но скорее все наоборот, нужна еще большая дисциплинированность.

Расскажите о ваших тренингах (банк идей, «Сок в каске» и др.). Какие приемы срабатывают?

Мы постоянно ищем пути прокачки архитекторов. Начинали с того, что читали друг другу лекции. Сейчас у нас проходят часовые тренинги на разные темы – умение защищать проекты, быстрые фор эскизы и так далее. Нужно было научить людей не бояться показывать и обосновывать свои идеи. Делать это дистанционно сложнее – личная харизма не срабатывает так легко. Пока получается. Когда надо осуществить командировку на авторский надзор, стараемся максимальное количество людей послать, чтобы они изучали проекты аналоги и чужие решения.

Насмотренность тренируем таким образом. Еще у нас в бюро запрещен Pinterest. Хочешь найти чужие решения – находи чужой проект полностью, изучай его, понимай, какие предпосылки толкнули архитектора к таким приемам. Сейчас мы запустили обучение «Сок в каске». Многие форумы, на которых я бываю, очень скучные. Там происходит презентация самих спикеров больше, чем их проектов. Все говорят о каких-то решениях, часто очевидных, но не о проблемах. И мы решили сделать приватное обучение с девелоперами. Мы созваниваемся по зуму и задаем друг другу вопросы без цензуры на любые темы, делимся лайфхаками и нюансами, о которых публично никто не говорит. Хотим в эту практику втянуть разные архбюро и вообще компании, принимающие участие в девелопменте.

справка
АРХ Пароход – ежегодная плавучая конференция, которая с 2017 года является неформальной площадкой для диалога политиков, девелоперов, ведущих архитекторов, градостроителей и дизайнеров России.
беседовал: Дмитрий Леонов