Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly программу, которая сделает жизнь архитекторов легче»
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Тиана Плотникова начинала свою карьеру в Foster+Partners, затем работала в лондонском и гонконгском офисах компании HASSELL, а также в wHY в Лос-Анджелесе.
Сейчас Тиана развивает собственный стартап Uflo – «умную» платформу электронного анализа данных, задача которой – облегчить работу архитекторов и урбанистов с параметрами техзадания.
Тиана Плотникова
Расскажите о вашем карьерном пути.
Еще во время учебы в Central Saint Martins Лондонского университета я начала работать по специальности в компании Foster + Partners. После получения диплома меня пригласили в лондонский филиал австралийской компании HASSELL. Там я работала с частными жилыми проектами, офисными зданиями и отелями. Работа с небольшими проектами помогла мне глубже понять и прочувствовать подходы к архитектурному проектированию: композицию, освещение, материалы.
Рост масштаба задач происходил постепенно. Кульминацией моей работы в Великобритании стал крупный конкурсный проект градостроительной направленности, Shinagawa Railways в Токио: по заданию Восточных железных дорог Японии требовалось урбанистически переосмыслить этот район, расположенный к западу от Токийского залива, вернув ему статус главных «ворот» японской столицы. В числе прочего требовалось предусмотреть интеграцию в мастер-план семи высотных зданий вдоль железнодорожных путей.
Это был самый масштабный конкурсный проект регенерации города – 1 250 000 квадратных метров. Мы заняли второе место.
Shinagawa Railyards включал в себя разработку транспортных систем, архитектуры, а также программной активации пространства – небольших поп-апов и инсталляций на его территории. Этот проект позволил мне хорошо «прокачать» навыки работы архитектора. Он стал моим последним проектом в Лондоне, и именно он подготовил меня к следующему профессиональному этапу в Азии.
В своих публикациях вы утверждаете, что Китай – это идеальное место для профессионального старта архитектора. Как вы переехали в Китай, и над чем там работали?
Да, так и есть. В Китае нет ограничений. Там приветствуется свобода и креативные идеи. Свой первый градостроительный проект я вела именно в Гонконге, когда переехала туда по приглашению компании HASSELL. Это был мастер-план кампуса крупной компании, одного из технологических гигантов Китая. После переезда в Гонконг я в основном занималась конкурсными проектами для Китая, и одним из проектов, с которым мы выиграли, стал мастер-план района в Шэньчжэне – Mawan Mile.
Mawan Mile – крупный многофункциональный район, в котором жилье и офисы соседствуют с концертными и выставочными залами, ресторанами, библиотеками и другими общественными сооружениями. Все это организовано вдоль бульвара, над которым на опорах проложен навесной пешеходный променад длиной 1,6 км, связывающий все здания воедино. Сейчас проект находится в стадии реализации.
Скорость и культура работы в Азии существенно отличается от Европы. Удивительно, но сама того не замечая, за свой первый год в Гонконге я сделала 5 проектов, начиная от больших градостроительных проектов, заканчивая небоскребами и разработками транспортных путей. Типичный китайский режим работы – 9-9-6, с девяти утра до девяти вечера, 6 дней в неделю.
Собственно, в процессе работы над крупными азиатскими проектами мне и пришла идея Uflo.
К примеру, когда у меня в работе одновременно было много конкурсных проектов, то нам с командой необходимо было быстро и эффективно конвертировать числовые данные из Excel в пространство. Требования по пространственным данным чаще всего предоставлял клиент – правительство Китая. А нашей задачей было из этих числовых данных создать градостроительный проект.
Мы, архитекторы, мыслим картинками, – если есть возможность представить числовые данные визуально, это очень облегчает работу.
Но когда поступает документ Excel в 100 страниц, зачастую не знаешь, за что браться и с чего начинать. Какое отношение пространств между собой, что должно прилегать/граничить, а что, наоборот, не должно пересекаться.
Нам хотелось быстро конвертировать числовые данные в пространственное изображение, чтобы визуально оценить, что и сколько занимает пространства. Иногда мы использовали plug-in Rhino – Grasshopper, но это было долго. И там не было функции «коллаборация с командой», что было очень важным аспектом для нас.
После пяти сложных конкурсных проектов я понимала, что мы работаем не совсем эффективно, что можно улучшить нашу продуктивность, но для этого нет необходимых программ и инструментов. Также в процессе интенсивной работы и типичного «китайского режима» сложилось понимание, что именно нам нужно для выполнения проектных задач. Так и родился проект Uflo. Над его первой версией со мной работал инженер из Германии – Джулиан Лук, который помог воплотить начальный замысел в жизнь. В планах – найти со-основателя СТО с техническим бэкграундом и нанять команду инженеров для дальнейшего развития.
Мы создали программу, которая позволяет импортировать Excel-файл и автоматически генерирует геометрию, основываясь на данных файла. Программа учитывает все числовые данные, а также расположение и смежность пространств. А элемент AI, искусственного интеллекта, позволяет генерировать различные комбинации, что очень экономит время и делает работу продуктивней. Ведь сейчас, когда клиент присылает обновленный файл с числовыми данными, мы просто загружаем его в программу и сразу визуально понимаем, с чем работаем.
Расскажите чуть подробнее, как работает программа, в каком формате выдает результат, куда его затем можно интегрировать? Или она дает именно картинку объемов для визуального осмысления и дальнейшей работы?
На данный момент программа выдает результат в самом интерфейсе. Вы загружаете Excel-файл с исходными данными, программа их обрабатывает и выдает пространственные комбинации, которые вы можете прямо в программе изменить и переставить местами. Программа позволяет архитекторам мыслить визуально, оперируя реальными данными. Alpha версию программы можно протестировать уже сегодня здесь: www.uflo.cloud.
Слева: как данные обрабатываются традиционным путем, справа: интерфейс программы Uflo
Сейчас команда активно работает над Бета версией, которая позволит экспортировать визуальную составляющую и интегрировать ее сразу в SketchUp, AutoCAD и Rhino.
Какие у вас планы?
На данный момент моя команда занимается более продвинутой разработкой продукта, который мы планируем в дальнейшем продвигать на международном рынке архитектуры и градостроительства. Мы уже добавили возможность геолокации проекта, сейчас доделываем функцию 3D и возможность генерации пространств неправильной формы. Наша миссия – сделать user friendly продукт, простой и удобный в употреблении, способный сделать работу, и как следствие, жизнь архитекторов и планировщиков легче и лучше.
Вы получили патент?
Да, я получила патент в Калифорнии.
Вы привлекали инвестиции, чтобы создать программу, или использовали собственные средства?
Свой проект Uflo я спонсирую сама. Но считаю, что профессиональный долг больших архитектурных конгломератов – выделять средства на разработку и внедрение инноваций в индустрию.
Вы уже продаете программу или пока используете ее для собственной работы и только планируете продавать?
Друзья и коллеги уже используют Uflo в работе. Они наши главные product testers – тестируют нововведения, дают конструктивный фидбек о том, что можно улучшить, что добавить, а что убрать из интерфейса. Планируем выходить на рынок, как только закончим основные доработки, такие как интеграция «свободных форм» и 3D.
Вы продолжаете работать как архитектор или полностью заняты стартапом Uflo?
Я не собираюсь отказываться от карьеры архитектора и курирую наш стартап параллельно. Надеюсь, что программа будет служить подспорьем в творческой работе и мне, и коллегам.
Вас не пугают информационные технологии, вы не видите в них угрозу или ограничение для собственно архитектурного творчества?
Поработав в Великобритании, Китае и США, могу сказать, что работа и проекты везде разные, а проблемы одни и те же. У всех страдает эффективность, но это не по причине того, что мы недостаточно хороши, а по причине издержек индустрии. Архитектор одна из наиболее ресурсозатратных профессий – потому что одному архитектору или команде нужно прорабатывать большое количество данных на регулярной основе. Из-за бесконечного потока проектов и долгих часов работы, у нас часто не остается времени на какие-либо другие проекты по созданию дополнительных инструментов для проектирования. Я считаю, что необходимо заниматься рефлексией относительно самой работы и задавать себе вопросы: какие моменты проекта затянулись? Почему? Могу ли я как-то ускорить эти процессы в будущем, и как?
На данный момент в архитектуре есть большое поле для внедрения инновационных технологий. В использовании дополнительных программ и искусственного интеллекта надо видеть разумную поддержку проектировщика, а не врага, который может «забрать» работу. Архитектура – слишком сложная профессия, чтобы ее полностью заменил искусственный интеллект.