Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.06.2021

Сила цвета

Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».

Цвет в музее – сложнейшая и важнейшая тема, причем настолько, что его нередко пытаются вообще изгнать из залов, оставив колорит лишь произведениям искусства на белоснежных стенах. Но в последние десятилетия время интерес к цветовым экспериментам в экспозиционной сфере только растет – особенно в случае временных выставок, где выбранная дизайнером гамма развивает и дополняет идею куратора, привносит важный эмоциональный контекст, создает фон для экспонатов – то близкий к подлинно-историческому, то, напротив, радикально-контрастный, чтобы заставить зрителя взглянуть на знакомую с детства картину или скульптуру по-новому.
 
Три представленные ниже выставки демонстрируют совершенно разные подходы авторов их дизайна к использованию цвета, но их всех объединяет искусное владение «палитрой», включая выбор конкретных красок.

«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»

«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Дизайн экспозиции
«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Дизайн экспозиции
Фото © Юлия Захарова / Государственная Третьяковская Галерея. Предоставлено Studio Libeskind
где:Россия, Москва. Государственная Третьяковская галерея, Крымский Вал, 10
функция:Культурный / Дизайн экспозиции
мастерская:Studio Libeskind
архитектор:Даниэль Либескинд
Государственная Третьяковская галерея поручила Studio Libeskind создать архитектурный ответ на составившие основу выставки шедевры художников-романтиков Германии и России, а также превратить ключевые идеи этих произведений в новое архитектурное впечатление.

Даниэль Либескинд поясняет: «Мой замысел для этой выставки – придать идейное и пространственное измерение расположению тем в этих шедеврах романтизма. Пространство здесь позволяет инстинктивно понять художников. Я понял, что романтизм был движением, которое тянет нас в центр по спирали.»

Когда посетители входят в выставочные залы, они отправляются в путешествие сквозь две переплетенные спирали, которые создают серию диагональных камерных пространств внутри лабиринта. Либескинд провел воображаемую линию между Москвой и Дрезденом [выставка организована в партнерстве с дрезденскими Государственными художественными собраниями и будет там показана после Москвы – примечание Архи.ру], чтобы создать систему координат, которая дает зрителю компас для ориентации между двумя городами, а также между двумя состояниями сознания. Посетитель одновременно сталкивается с ясностью и неуверенностью, осматривая выставку, что вторит энергии и динамике романтизма. Красные проемы, черные и серые блоки цвета и четкие надписи на стенах создают драматический эффект и сопровождают зрителя по выставке.

Текст предоставлен архитекторами

Выставка «Мечты о свободе» продлится в Новой Третьяковке до 8 августа 2021 года.
 
«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Дизайн экспозиции
«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Дизайн экспозиции
Фото © Юлия Захарова / Государственная Третьяковская Галерея. Предоставлено Studio Libeskind
«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Дизайн экспозиции
«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Дизайн экспозиции
Фото © Юлия Захарова / Государственная Третьяковская Галерея. Предоставлено Studio Libeskind
«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Дизайн экспозиции
«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Дизайн экспозиции
Фото © Юлия Захарова / Государственная Третьяковская Галерея. Предоставлено Studio Libeskind
«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Дизайн экспозиции
«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Дизайн экспозиции
Фото © Юлия Захарова / Государственная Третьяковская Галерея. Предоставлено Studio Libeskind

«Под маской Венеции»

«Под маской Венеции». Дизайн экспозиции. Зал «Палаццо»
«Под маской Венеции». Дизайн экспозиции. Зал «Палаццо»
Фото © Василий Буланов. Предоставлено PSCulture
где:Россия, Москва. Государственный музей-заповедник «Царицыно», Хлебный дом, Дольская улица, 1 с. 4.
функция:Культурный / Дизайн экспозиции
мастерская:PSCulture
архитектор:Юлия Наполова
Неповторимая Венеция, тайны которой ускользают в водной глади даже от самых пытливых, – наш главный герой, которому посвящена вся выставка. Мы чествуем городские контрасты в материалах и архитектурных приемах – блок парадной Венеции представлен стрельчатыми арками палаццо, карнавальными атрибутами, бархатом и богатой палитрой пастельных оттенков.
Скрытая Венеция – это город страстей: вспышки неона, неровный темпоритм архитектурных объемов и приглушенные оттенки. Единым лейтмотивом всей выставки выступает водная гладь, беспристрастный свидетель всех городских историй, выраженная в фактурных металлических панелях и зеркальных вставках. Во входном зале посетителя встречают две гондолы – как проводники по двум маршрутам выставки. В зависимости от выбранного направления, история венецианских улиц обретает для посетителей различный сюжет и, следовательно, финал.

Текст предоставлен архитекторами

Выставка «Под маской Венеции» продлится в музее-заповеднике «Царицыно» до 29 августа.
«Под маской Венеции». Дизайн экспозиции. Зал «Будуар Венецианки»
«Под маской Венеции». Дизайн экспозиции. Зал «Будуар Венецианки»
Фото © Василий Буланов. Предоставлено PSCulture
«Под маской Венеции». Дизайн экспозиции. Зал «Кабинет Венецианца»
«Под маской Венеции». Дизайн экспозиции. Зал «Кабинет Венецианца»
Фото © Василий Буланов. Предоставлено PSCulture
«Под маской Венеции». Дизайн экспозиции. Зал «Палаццо»
«Под маской Венеции». Дизайн экспозиции. Зал «Палаццо»
Фото © Василий Буланов. Предоставлено PSCulture
«Под маской Венеции». Дизайн экспозиции. Входная зона
«Под маской Венеции». Дизайн экспозиции. Входная зона
Фото © Василий Буланов. Предоставлено PSCulture

«Охотники за искусством»

«Охотники за искусством». Дизайн экспозиции
«Охотники за искусством». Дизайн экспозиции
Фото © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено Project Eleven
где:Россия, Москва. Музей русского импрессионизма, Ленинградский проспект, 15 с. 11
функция:Культурный / Дизайн экспозиции
мастерская:Project Eleven
архитектор:Игорь Чиркин
Выставка посвящена феномену коллекционирования в СССР. В ней собраны 14 частных коллекций русского и советского модернизма. Экспозиция состоит из 14 разделов, и это обстоятельство сформировало ячеистою структуру плана, напоминающую одну большую квартиру с множеством комнат. Комнаты сложены из фрагментов стен различной высоты и длины, что создаёт неравномерность и ритмичность выставочного пространства. Фрагментированность застройки подчеркивается цветовыми акцентами, которые выстраивают логику повествования и сценарий экспозиции.
В некоторых местах соединений перегородок образуются зазоры, которые позволяют визуально связать комнаты между собой. Просматриваемость между залами создаёт перспективу в которой оказываются работы из разных коллекций, что позволяет воспринимать выставку как единый «ландшафт».
Важной частью проекта является цветовое решение, которое создает эмоциональную отсылку ко времени, о котором рассказывает выставка. Основной тепло-серый фон создает уют и комфортное восприятие живописи, а интенсивный охристо-красный акцентный цвет – напряжение.

Текст предоставлен архитекторами

Выставка «Охотники за искусством» в Музее русского импрессионизма продлится до 29 августа 2021 года
 
«Охотники за искусством». Дизайн экспозиции
«Охотники за искусством». Дизайн экспозиции
Фото © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено Project Eleven
«Охотники за искусством». Дизайн экспозиции
«Охотники за искусством». Дизайн экспозиции
Фото © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено Project Eleven
«Охотники за искусством». Дизайн экспозиции
«Охотники за искусством». Дизайн экспозиции
Фото © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено Project Eleven
«Охотники за искусством». Дизайн экспозиции
«Охотники за искусством». Дизайн экспозиции
Фото © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено Project Eleven