Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Отмечавшийся полтора года назад столетний юбилей Готфрида Бёма стал поводом для фестиваля в Кёльне, городе, где он жил и работал, выставки в Немецком музее архитектуры во Франкфурте и множества публикаций в мировой прессе. Дело было совсем не только в его удивительном возрасте, но и в поражающих воображение постройках, которые знают – хотя бы по фотографиям – во всем мире.
Готфрид Бём в сентябре 2019 года Фото: Elke Wetzig via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
Бём прожил целый век, но пластичные бетонные храмы он строил меньше двух десятилетий, в 1960-е и 1970-е годы. Они стали одним из символов мировой архитектуры послевоенного времени, но при этом их нельзя вписать ни в одно из существовавших направлений – скажем, это нечто противоположное брутализму, куда Бёма любят причислять из-за его любви к бетону. Эти церкви напоминают о начале XX века, об экспрессионизме и «Гётеануме», и резко отличаются от спокойствия и ясности современного им немецкого модернизма.
Церковь Св. Людовика в Саарлуисе. 1970Фото: Cmcmcm1 via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
Культовые постройки Бёма принадлежат к живой, страстной католической традиции, которую не изменил Второй Ватиканский собор. Недаром главное творение архитектора – это паломническая церковь Богоматери в Невигесе, ведь паломничество очень ярко выражает эту сторону католицизма.
Церковь Богоматери в Невигесе. 1968Фото: SEIER+SEIER via flickr.com. Лицензия Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0)Церковь Богоматери в Невигесе. 1968Фото: SEIER+SEIER via flickr.com. Лицензия Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0)Церковь Богоматери в Невигесе. 1968Фото: Farbhörer via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 InternationalЦерковь Богоматери в Невигесе. 1968Фото: SEIER+SEIER via flickr.com. Лицензия Attribution-NonCommercial 2.0 Generic (CC BY-NC 2.0)Церковь Богоматери в Невигесе. 1968Фото: SEIER+SEIER via flickr.com. Лицензия Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0)
Именно за эти церкви Готфрид Бём получил в 1986 Притцкеровскую премию, но в его портфолио есть самые разные здания, от социальной «детской деревни» до театров. Его отец, Доминикус Бём, был видным мастером церковного зодчества, а трое из четверых сыновей пошли по стопам отца и тоже стали архитекторами.
Церковь Св. Павла в Бохольте. 1966Фото: Kameister via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
Готфрид Бём родился 23 января 1920 года, скончался 9 июня 2021 года.Ратуша района Бенсберг в Бергиш-Гладбахе. 1969Фото передано автором Grkauls в общественное достояние
Социальная «детская деревня Вифания» в Бергиш-Гладбахе. 1968Фото: Elke Wetzig via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Церковь Св. Игнатия во Франкфурте-на-Майне. 1964Фото: Elke Wetzig via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Театр им. Ханса Отто Фото: Inge Kanakaris-Wirtl via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-2.5
Театр в Итценхо. 1992Фото: Andreas Pankratz via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
|