Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.06.2021

Пять главных больных тем охраны наследия

Елизавета Олевинская

В преддверии фестиваля «Архитектурное наследие» публикуем несколько мнений – Ирины Крымовой, Ирины Маркиной и Петра Черненко – об актуальных российских проблемах в области охраны наследия.

Фестиваль в этом году пройдет в Калининграде с 24 по 26 июня. Здесь планируется обсудить насущные вопросы, связанные с сохранением исторического наследия и созданием комфортной среды обитания. Местом проведения выбран Музей Мирового океана, а церемонии открытия и закрытия пройдут в Кафедральном соборе – одном из самых узнаваемых культурно-исторических объектов города. В программе – более 20 мероприятий, тематические выставки и несколько смотров-конкурсов. Узнать все подробности можно на сайте фестиваля, а мы представляем мнения нескольких его участников касательно главных проблем в области работы с наследием.

  
Ирина Крымова,

преподаватель кафедры «Реконструкция в архитектуре» МАРХИ, член Научно-методического совета по культурному наследию Минкультуры РФ
Ирина Крымова, преподаватель кафедры «Реконструкция в архитектуре» МАРХИ, член Научно-методического совета по культурному наследию Минкультуры РФ
Пять главных болевых точек охраны наследия
  1. Традиция реставрации на «оптимальный период», во многом связанная со сносом культовых зданий, имевших безусловную историческую и художественную ценность, восстановление почти полностью уничтоженных памятников архитектуры после Великой Отечественной войны, воссоздание культовых сооружений, начавшееся в 1990-е годы, привели к утрате понимания невосполнимости потери подлинных произведений архитектуры. С этим, на мой взгляд, связана разборка обветшавших зданий и строительство похожих из новых «долговечных» материалов.
     
  2. Сложная система согласования приводит к тому, что отселенные для проведения реставрации здания теряют ценные элементы, составляющие предмет охраны. Было проще изменить последовательность и начинать с проектирования и решения всех формальных вопросов, прежде чем менять пользователя.
     
  3. Если сохранение подлинных элементов конструкций, уцелевших фрагментов декора проблематично при сохранении объектов культурного наследия, состоящих под государственной охраной, то что можно говорить о сохранении исторической среды. Сохранение исторических построек, не состоящих под государственной охраной, предусмотрено только в рамках сохранения предмета охраны исторических поселений. Для большинства городов, отнесенных к историческим поселениям федерального и регионального значения, не разработаны проекты границ и предмета охраны. Здания, которые должны сохраняться в качестве исторически ценных градоформирующих объектов, стремительно исчезают. Методика сохранения таких объектов не утверждена.
     
  4. Тема развития городов, нового строительства стала приоритетной по сравнению с необходимостью сохранения историко-градостроительной среды объектов культурного наследия. Мероприятия по охране культурного наследия отошли на задний план перед планами развития и преобразования. Зачастую эти планы связаны с развитием туризма, который должен стимулировать работы по сохранению уникальных характеристик исторической среды, формированию спроса на квалифицированные кадры реставраторов и строителей.
     
  5. Неопределенность термина «Регенерация», требование утверждения образцовых проектов, имитирующих исторические композиции фасадов, при изменении типологии застройки, требований к комфорту.
    Нежелание строить современные здания по проектам, разработанным архитекторами для конкретного места с учетом ценного окружения, заниматься реконструкцией с сохранением своеобразия построек ХХ века ведет к утрате многослойности, сложности, преемственности развития окружающей среды.
    Это формирует пробелы в истории архитектуры, нивелирует роль архитектора, ведет к утрате своеобразия городов и районов.

 
 
Ирина Маркина,

председатель Совета по архитектурному наследию САР, эксперт по государственной историко-культурной экспертизе
Ирина Маркина, председатель Совета по архитектурному наследию САР, эксперт по государственной историко-культурной экспертизе
Пять пока не решаемых проблем в сохранении объектов культурного наследия
на территории РФ
 
Историко-культурное наследие России – источник формирования и развития человека, общества, этноса, хранилище исторической памяти. Утраты объектов природного и культурного наследия невосполнимы. Любые потери неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества. Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого гражданина на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Но при этом в соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Как современное общество отвечает этим принципам?

Проблема 1:
Охрана памятников истории и культуры, охрана природы является не только обязанностью граждан, но и задачей органов государственной власти и местного самоуправления.

На деле же, органы государственной власти и местного самоуправления, их отдельные структуры и специалисты находят свой интерес в процессе «реновации» кварталов исторической застройки, подчас их разрушающей. Общественным правозащитным организациям пока не удается восстановить порядок.

Проблема 2:
Неисполнение законов в сфере охраны объектов культурного наследия приводит к гибели памятников истории и культуры и влечет за собой нарушение конституционного порядка.

Согласно данным Государственных докладов о состоянии культуры в Российской Федерации за 2015-2020 годы, значительное количество памятников разрушено в результате антропогенного воздействия и только частично вследствие стихийных бедствий. Низкий уровень состояния законности в сфере охраны и использования объектов природного и культурного наследия является в ряде случаев результатом неэффективности государственного и муниципального управления и надзора (контроля) в сфере охраны памятников природы, истории и культуры, бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и их должностных лиц.

Представляется, что надлежащее исполнение органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и их должностными лицами законов об охране и использовании объектов культурного наследия не может быть обеспечено только общественными правозащитными организациями. Необходимы совместные действия с участием надзорной деятельности прокуратуры.

Проблема 3:
Исключение объектов культурного наследия из Единого государственного реестра памятников истории и культуры народов Российской Федерации.

За последнее пятилетие участились случаи подачи заявлений от государственных органов власти, частных лиц и компаний об исключении того или иного ОКН из Единого государственного реестра памятников истории и культуры народов Российской Федерации.

Причем по характеру заявлений их можно объединить в 2 основные группы:

1. от государственных органов власти и местного самоуправления, когда в результате бездействия государственных органов охраны ОКН принимались решения на самом высоком уровне по глобальным реконструкциям центральных частей городов ради строительства «более значимого» объекта, например, спортивных комплексов под чемпионаты, музейных и других культурных объектов;

2. от частных лиц, когда куплен объект культурного наследия с заведомо другими целями – не под реставрацию, а под реконструкцию с увеличением физических объемов объекта.

Тогда как исключение объекта культурного наследия из реестра может быть только в случае его полной физической утраты или утраты им историко-культурного значения. Утрата историко-культурного значения объекта определяется на основании заключения историко-культурной экспертизы.

Проблема 4:
Нарушение законодательства при финансировании мероприятий по охране объектов культурного наследия.

В настоящее время, при нормальном насыщении объемов федерального и регионального бюджетов, повсеместно превышаются сметы на мероприятия по реставрации и приспособлению ОКН для современного использования, при этом данные финансовые документы государственной историко-культурной и общественной экспертизе не подлежат.

Возникает вопрос, какие органы проверяют обоснованность объемов работ, при которых формируется коррупционная система «откатов» от 15-30 до 50% стоимости всех работ на ОКН?

В нормативных документах все четко прописано. Однако отсутствие должного контроля имеет место. Страдают памятники, недофинансированные государством.

Существует потребность в совершенствовании правового регулирования отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов природного и культурного наследия, особенно за счет государственных бюджетов, прежде всего, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Проблема 5:
Нарушение законов об охране объектов природного и культурного наследия при осуществлении градостроительной деятельности и землепользовании.

Органы государственной власти должны устанавливать границы территорий объектов культурного наследия, что является исполнением требований закона. В то же время эти же органы осуществляют контроль за исполнением соответствующих требований закона. Кроме того, не все меры, направленные на охрану объектов культурного наследия, вошли в предмет государственного надзора за охраной объектов культурного наследия, определяемый п. 5 ст. 11 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Так, не вошло в предмет государственного надзора осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами мер по охране объекта культурного наследия при отчуждении объекта из государственной или муниципальной собственности.

Приведенный перечень основных проблем не является исчерпывающим. Вместе с тем важно учитывать, что правовое регулирование может снять только часть проблем в сохранении наследия. Мы все должны понимать, что наследие – это забота общества. Насколько оно развито в историко-культурном плане, понимает непреходящую ценность памятников культуры, на столько и будет результат.
 

 
Петр Черненко,

председатель калининградского отделения САР
Петр Черненко, председатель калининградского отделения САР

Прим.: «Памятник» (памятник истории и культуры) в тексте – в соответствии с законодательством – синоним объекта культурного наследия.
  1. Ненадлежащее содержание имущества – объекта культурного наследия
Наличие объектов в гос- и муниципальной собственности, избыточное количество объектов переданных РПЦ (в Калининградской области это не только культовые объекты, но и орденские замки). При объяснимом отсутствии средств на содержание объектов – реставрацию и консервацию – церковь просто не в состоянии самостоятельно «переварить» такое количество достаточно быстро разрушающихся памятников. Реальные возможности Службы охраны ОКН повлиять на ситуацию ограничены.
  1. Избыточное количество учтённых памятников
На учёт в качестве объектов культурного наследия ставятся не только уникальные строения (как следовало бы делать по смыслу законодательства), но значительное количество хоть и исторической, но рядовой застройки. Ресурсы, отводимые на охрану памятников, распыляются, на сохранение наиболее ценных объектов их не хватает.
  1. Ограниченность формального подхода к охране памятников
Служба охраны, как ей и следует, подходит к вопросу сохранения памятников формально, её задача – соблюдение законодательства о памятниках. Однако, уровень профессионализма в работе с памятниками законом не регламентируется, а существующая система лицензирования не даёт гарантии профессионализма (скорее наоборот). У Службы охраны нет инструментов борьбы с низким качеством работ с памятниками.
  1. Низкое качество проектов зон охраны памятников
Это, во-первых, больше о сохранении историко-градостроительной среды. И, во-вторых, перекликается с предыдущим пунктом. Но, поскольку задача – сохранение памятки в его исторической (историко-архитектурной, историко-градостроительной) среде, полагаю это важным.

К разрушению историко-градостроительной среды памятника относится также ряд работ по благоустройству территорий населённых пунктов: под них есть программы и финансирование, но может не быть грамотного подхода и ограничений зон охраны.
  1. Избыточная активность граждан, волонтёрских объединений в уходе за памятниками
Следствие угроз памятнику по первому пункту, при ненадлежащем содержании собственником – это активность граждан. Они честно пытаются исправить ситуацию, но зачастую не обладают необходимыми для этого знаниями и умениями. Ситуация усугубляется огромной энергией таких активистов.
мнение редакции может совпадать,
а может и не совпадать с позицией автора