Один из самых известных памятников архитектуры Древнего Рима получит выдвижную арену – аналогичную той, на которой 2000 лет назад сражались гладиаторы. Подлинный «пол» Колизея, по сути – перекрытия подземных помещений, где содержались бойцы и животные, был утрачен в XIX веке в ходе археологических раскопок. Восстановлением арены займется инженерная компания Milan Ingegneria при участии архитектурного бюро Labics, специалиста по сохранению каменных сооружений Фабио Фумагалли, археологов и реставраторов Колизея. Заказчиком выступило Министерство культуры Италии и, собственно, археологический парк. Стоимость реконструкции оценивается в 15 млн евро.
Новая арена Колизея
Предоставлено Milan Ingegneria, Fabio Fumagalli, Labics
Проект предполагает создание системы деревянных ламелей с направляющими из углеродного волокна. Решетку планируют встроить в имеющуюся субструкцию на том же уровне, на котором когда-то находилась античная арена.
Новая арена Колизея
Предоставлено Milan Ingegneria, Fabio Fumagalli, Labics
Деревянные рейки способны поворачиваться на 90 градусов и перемещаться по направляющим, скрывая древние помещения от неблагоприятных погодных условий или, наоборот, открывая взору посетителей амфитеатра его «закулисье». В закрытом состоянии пол поможет снизить нагрузку от давления дождевой воды на все подземные части постройки.
Новая арена Колизея
Предоставлено Milan Ingegneria, Fabio Fumagalli, Labics
Археологический комплекс планируют оборудовать датчиками, контролирующими температуру и влажность «подземелья», и системой сбора дождевой воды – ее направят в общественные туалеты Колизея. Поворотный реечный механизм обеспечит пространствам под ареной естественное освещение и вентиляцию.
Авторы подчеркивают, что конструкцию в случае необходимости можно будет удалить – полностью и без вреда для памятника.
Раздвижной пол. Новая арена Колизея
Предоставлено Milan Ingegneria, Fabio Fumagalli, Labics
Планы правительства по восстановлению утраченной арены эксперты, по долгу службы причастные к Амфитеатру Флавиев, восприняли неоднозначно. Так, бывший директор археологического парка Роселла Реа уверена, что сумму, выделенную на установку «пола», стоило потратить на реставрационные работы, разработку новых маршрутов для туристов и очистку фасада амфитеатра. Искусствовед, член научного комитета итальянского Минкульта Томазо Монтанари говорит, что правительство своими действиями превращает культурный фонд страны в дойную корову, а «Колизей – последнее, на что стоит тратить [такие большие] деньги». «Подземное пространство уникально, так зачем его скрывать?», – недоумевает археолог Серджио Ринальди Туфи, возглавлявший соответствующее отделение Урбинского университета. В то же время, министр культуры Италии Дарио Франческини, лично поддержавший проект в 2014, заявил, что ожидал споров по поводу этого проекта. «Колизей – наш [национальный] памятник, и правильно, что мы его обсуждаем», – заявил Франческини.