Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.05.2021

Умер Паулу Мендес да Роша

Нина Фролова

Бразильский архитектор Паулу Мендес да Роша, представитель эпохи «героического» модернизма, скончался в Сан-Паулу в возрасте 92 лет.

Паулу Мендес да Роша скончался 23 мая в больнице в Сан-Паулу, где лечился от рака легких. В июле ему должны были вручить Золотую медаль Международного союза архитекторов (UIA) в рамках его конгресса в Рио-де-Жанейро (в реальности он уже начался сейчас, так как идет в цифровом формате).
 

Художественная галерея штата Сан-Паулу. 1998
Художественная галерея штата Сан-Паулу. 1998
Фото: Gaf.arq via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Мендес да Роша был одним из немногих архитекторов с настоящей международной славой, почти ничего не построивших за пределами своей страны. Он стал автором павильона Бразилии на Всемирной выставке-1970 в Осаке, поразившего публику своей смелой конструкцией, и крупномасштабного музея карет в пригороде Лиссабона Белеме – в 2015. Был еще комплекс социального жилья в Мадриде, но на этом список его зарубежных построек практически завершается.
 
Национальный музей карет в Белеме (Лиссабон). 2015
Национальный музей карет в Белеме (Лиссабон). 2015
Фото © Нина Фролова

При этом яркость и цельность бразильского наследия архитектора такова, что за первые двадцать лет XXI века он стал одним из лидеров по числу премий среди коллег. Все, как считается, началось в 2000, когда Мендес да Роша был награжден «латиноамериканским изданием» премии Мис ван дер Роэ за свою реконструкцию Художественной галереи штата Сан-Паулу: «раздетое» до кирпича неоклассическое здание в интерьере получило современные вставки, совершенно изменив свой облик. Мировая общественность открыла для себя этого мастера, и последовали закрепившая его известность Притцкеровская премия (2006), «Золотой лев» Венецианской биеннале за жизненный вклад (2016), японская Praemium Imperiale (2016), Золотая медаль Королевского института британских архитекторов (2017) и уже упомянутая Золотая медаль UIA, которую Мендесу вручить уже не успели.
Бразильский музей скульптуры в Сан-Паулу. 1995
Бразильский музей скульптуры в Сан-Паулу. 1995
Фото: Dornicke via Wikimedia Commons. Фото передано в общественное достояние
 
Однако его ключевые достижения относятся как раз к прошлому, двадцатому столетию, в котором он успел поработать 45 лет. Паулу Мендес да Роша – один из главных представителей паулистанской, то есть сан-паульской школы архитектуры, более смелой и экспрессивной, возможно, даже жесткой по сравнению с кариокской, то есть школой Рио-де-Жанейро (где главный представитель – Оскар Нимейер). В Сан-Паулу не штукатурили бетон, любили выразительные углы, как правило, чаще занимались социальными проектами.
 
Собственный дом архитектора в Сан-Паулу Каза-Бутантан. 1964
Собственный дом архитектора в Сан-Паулу Каза-Бутантан. 1964
Фото: Arthurit via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International

Мендес да Роша постоянно преподавал, вплоть до 1999 года, а последней его реализацией стал в 2017 один из социально-культурных центров серии SESC, созданный вместе с его постоянными соавторами MMBB Arquitetos.
 
Дом Жерасси в Сан-Паулу. 1989–1990
Дом Жерасси в Сан-Паулу. 1989–1990
Фото: Fernando Stankuns via flickr.com. Лицензия Attribution-NonCommercial-ShareAlike 2.0 Generic (CC BY-NC-SA 2.0)

Архитектор неизменно придерживался левых взглядов, за что и пострадал в годы диктатуры. Он лишился поста преподавателя в Университете Сан-Паулу в 1969, но тогда же выиграл конкурс на проект павильона в Осаке – очевидно, для новой власти была в данном случае важней эффектная архитектура, чем политическая позиция ее автора. Но когда организаторы Экспо пожелали сохранить этот бетонный павильон после выставки в качестве вузовской школы музыки, бразильская сторона запретила это делать, и Мендес да Роша и на склоне лет вспоминал демонтаж как большой удар.
 
Площадь Праса-ду-Патриарка в Сан-Паулу. 2002
Площадь Праса-ду-Патриарка в Сан-Паулу. 2002
Фото: LiaC via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

В наши дни архитектор также воспринимался – и воспринимается – как приверженец демократии и идей социальной справедливости, о чем напомнила реакция на его кончину паулистанских властей, подчеркнувших по понятным причинам эту сторону его личности.
Часовня Святого Петра в Кам­пус-ду-Жор­дан. 1988
Часовня Святого Петра в Кам­пус-ду-Жор­дан. 1988
Фото: Gabriel Fernandes via flickr.com. Лицензия Attribution-ShareAlike 2.0 Generic (CC BY-SA 2.0)