В Филадельфии завершилась реконструкция Музея искусств по проекту Фрэнка Гери. Материал исторических и новых частей здания одинаков: золотистый известняк.
Здание Музея искусств 1928 года постройки к началу XXI века требовало комплексного обновления, причем не только расширения площадей и ликвидации позднейших неудачных наслоений, но также и превращения в ресурсоэффективный объект с безбарьерной средой (так, около 11 000 лампочек теперь заменено на светодиодные).
Филадельфийский музей с его типичным для американского неоклассицизма обликом и знаменитой благодаря фильму «Рокки» парадной лестницей, сделал неожиданный выбор архитектора: для модернизации пригласили Фрэнка Гери. Первый вариант его проекта, однако, был далеко не столь радикальным, как можно было подумать, однако все же «лестницу Рокки» планировалось укоротить.
Музей искусств Филадельфии – реконструкция. Вестибюль Ленфест-холл
Реализованный вариант (233 млн долларов, 8360 м2) обошелся без таких мер, снаружи музей практически не изменился, был лишь открыт много лет запертый для публики северный, боковой вход. Еще одной «внешней» зоной ответственности Гери стала Западная терраса. Благодаря расположению музея на холме, оттуда открываются панорамные виды Филадельфии. Теперь терраса отреставрирована и стала доступна посетителям.
Музей искусств Филадельфии – реконструкция. Вестибюль Ленфест-холл
При реконструкции там и в других частях музея основным материалом стал тот же золотистый известняк из Миннесоты, что был применен в 1928. Также использовались стекло и бронза.
Музей искусств Филадельфии – реконструкция. Вестибюль Ленфест-холл
Гери и его мастерская сосредоточили свое внимание на первом и втором этажах музея, включая входную и транзитные зоны. Так, вестибюль Ленфест-холл получил две новые лестницы, а также парные стойки администратора из древесины Дугласовой пихты и бронзы.
Музей искусств Филадельфии – реконструкция. Северный вход
За Ленфест-холлом расположен совершенно новый зал – Уильямс-форум. С уровня вестибюля туда спускается изогнутая лестница – вновь облицованная известняком, но своей формой все же напоминающая о типичных проектах Фрэнка Гери. Это единственный «смелый» компонент проекта, остальное подчеркнуто традиционно и сдержанно, хотя даже при работе с наследием для Гери такое не характерно.
Музей искусств Филадельфии – реконструкция. Западная терраса
Уильямс-форум предназначен для созданных специально для него крупномасштабных произведений: первым стал «Огонь (Соединенные штаты Америки)» (2017/2020) Тереситы Фернандес: карта США из древесного угля напоминает о процессах разрушения и возрождения в истории этой страны.
Форум делит пополам вновь открытое для публики историческое пространство – Сводчатый коридор длиной почти 200 метров. Он проходит по всей ширине здания и перекрыт каталонскими сводами из плитки Гуаставино, ныне тщательно отреставрированной.
Музей искусств Филадельфии – реконструкция. Уильямс-форум
Также стал доступен посетителям исторический Южный зал, который теперь используют для экспозиции крупных произведений. Первым стала «Нурия» (2017), скульптурная голова из металлической сетки работы Жауме Пленсы.
На месте офисов сотрудников, старого ресторана и зон по продаже сувениров созданы две серии выставочных пространств общей площадью около 2000 м2. Среди полностью новых помещений, появившихся в ходе реконструкции – новый образовательный центр и ресторан Stir.