Архитектор Хельмут Ян погиб в ДТП в пригороде Чикаго. Ему был 81 год.
Хельмут Ян погиб 8 мая 2021 года в деревне Кэмптон-Хиллз, недалеко от своего дома в городке Сент-Чарлз: он ехал на велосипеде, когда его сбили два автомобиля. От полученных ранений он скончался на месте.
Sony Center и высотка Bahntower на Потсдамерплац в Берлине. 2000
Фото: Fabian Sandner via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
Ян лучше всего известен как автор небоскребов и транспортных сооружений, а также других общественных пространств – почти всегда эффектных, даже театральных, и крупномасштабных. Среди его последних работ – башня для испытаний лифтов ThyssenKrupp, которую он спроектировал совместно с Вернером Зобеком. Даже такое утилитарное сооружение получилось очень выразительным, причем с помощью вполне бюджетных мер. Башня построена на юго-западе Германии, однако Ян много строил не только на родине, но и в Чикаго, где он жил с конца 1960-х. Эти две точки притяжения делят его наследие пополам: для чикагцев он свой архитектор, автор множества сооружений, определивших облик их города в конце XX – начале XXI века. Последний небоскреб Хельмута Яна, жилая башня 1000M, сейчас еще строится, работы задержал коронавирус.
Здание администрации штата Иллинойс (James R. Thompson Center) в Чикаго. 1985
Фото: Kenneth C. Zirkel via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
В Германии Ян оставил не менее заметный след: это знаменитый Sony Center на Потсдамерплац в Берлине, небоскреб Messeturm во Франкфурте – второе по высоте здание Евросоюза после местного же Commerzbank (высотное лидерство вернулось к городу после Брекзита), башня Post Tower в Бонне – штаб-квартира Deutsche Post, центральный комплекс Мюнхенского аэропорта и многое другое.
Небоскреб Messeturm во Франкфурте-на-Майне. 1990. Высота 257 м.
Фото: Maciej Lulko via flickr.com. Лицензия Attribution-NonCommercial 2.0 Generic (CC BY-NC 2.0)
Башня Post Tower в Бонне. 2002
Фото: Thomas Robbin via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0
Все это рациональные, эффективные постройки, которые, впрочем, явно хотят и могут нравиться: сам Ян не видел ничего плохого в том, что его называют «коммерческим» архитектором. Хороший портрет архитектора создает редакционная статья в майском номере GQ 1985 года, где фото Хельмута Яна было вынесено на обложку: это вполне «архи-звезда» в понимании наших дней, но при этом довольно симпатичная, и не только внешне. Он не стремился к амплуа гуру, был готов обсуждать с клиентом проект с самого начала, а не предлагать готовое решение (этот подход вызвал ожидаемое неприятие Филипа Джонсона), не пользовался в те годы CAD, так как был, по словам коллеги, сам «быстрее компьютера».
Аэропорт Суваннапум в Бангкоке. 2006
Фото: Khaosaming via Wikimedia Commons. Лицензия GNU Free Documentation License, Version 1.2
Ян окончил в 1965 Высшее техническое училище в Мюнхене, затем уехал в Чикаго и в 1966 учился в Иллинойском институте технологии. В 1967 он поступил на работу в C. F. Murphy Associates, и его ныне существующее бюро JAHN – прямой наследник этой фирмы. Несмотря на определяющее влияние на ИИТ Людвига Мис ван дер Роэ, Ян не стремился подражать ему, поэтому в конце 1970-х его взяли восьмым в группу постмодернистов «Чикагская семерка», которая боролась с догматическим господством идей Миса – особенно сильным в этом городе. Известность Яну принесло здание администрации штата Иллинойс (1985), возможно, самая постмодернистская из его работ, сейчас находящаяся под угрозой сноса. Большинство построек архитектора скорее примыкают к хай-теку; его интересовали конструкции, в том числе оболочки (Xerox Center / 55 West Monroe, 1977–1980, во многом предвосхитил современные навесные фасады), и ресурсоэффективность – еще до того, как она вошла в моду.