Benthem Crouwel Architects & Paul de Ruiter Architects
Трасса Роттердамсебан в Гааге по проекту архитекторов Benthem Crouwel и Paul de Ruiter Architects соединила разные виды инфраструктуры с экспериментами в сфере устойчивого развития.
Роттердамсебан связывает кольцевую дорогу Гааги с шоссе А4 и А13: по замыслу архитекторов, трасса должна служить образцом экологичного строительства, а влияние ее на окружающую среду – не только природную, но и городскую – быть минимальным.
Ее основная часть – тоннель Victory Boogie Woogie длиной 1,8 км, названный в честь последней картины Пита Мондриана (она хранится в художественном музее Гааги). Своего рода цитата из нее – это разработанный студией Het Lab шрифт для надписей на оформляющих въезды в тоннель ламелях.
Свой тоннель архитекторы называют самым экологичным в Европе. Например, мелкая пыль отфильтровывается при въезде в него, что снижает ее выброс на 50%. Технические корпуса над въездами снабжены навесом из солнечных батарей, которые создают переходную световую зону: она спасает водителей от «ослепления», когда они попадают в тоннель или покидают его. Кроме того, эти батареи полностью обеспечивают эти подсобные сооружения энергией.
Вдоль открытой части дороги проложены бетонные канавы, которые направляют шум вверх, не давая ему распространяться и «загрязнять» среду. Ограда вокруг трассы завершена характерными ламелями – как и на технических корпусах. Фонарные столбы должны напоминать мачты кораблей в нидерландских портах.
Важной частью проекта была его «стыковка» с городскими зелеными зонами. Над тоннелем создан новый парк – Моленвлитпарк. Туда ведут дорожки и пешеходные мостики, а ландшафт его состоит из тростниковых заболоченных участков, цветущих лужаек и водоемов с «естественными» берегами. Технические корпуса с их пологим силуэтом должны слиться с зеленью со стороны парка; она же скроет с этой стороны поток автомобилей.
К уже существующему парку Дривлит архитекторы перебросили через Роттердамсебан пешеходный мост. Снаружи он обшит блестящим алюминием, внутри – деревом. В его центральной части ограждение повышается как стена, защищая пешеходов от шума и пыли, а ближе к парку становится ниже, позволяя полюбоваться видами.