МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
27 марта в Архитектурной школе МАРШ начинается обучение на интенсиве PRO «Экспозиционный дизайн». Курс познакомит слушателей с возможностями, которыми обладает дизайнер, архитектор или куратор выставок, и позволит проанализировать те ограничения, с которыми они сталкиваются при работе в музее или городском пространстве. Индивидуально и в группах слушатели создадут проекты экспозиций для реальных площадок: Центра Гиляровского – филиала Музея Москвы, Музея М. А. Булгакова, Библиотеки им. Н.А. Некрасова.
Куратор курса, экспозиционер и музейный проектировщик Егор Ларичев рассказывает, почему ограничения – это скрытые возможности.
Выставка «0.8.5» в Музее истории ГУЛАГа, которую создали студенты первого потока курса в марте 2020 года
С момента введения ограничительных мер из-за пандемии выставки стали рискованным занятием для архитекторов, дизайнеров и кураторов, не говоря уже об экспертах, журналистах и публике. Таким образом, к ним (к нам, к вам!) вернулся азарт, возможная несбыточность освободила сознание от давления реальности, и стало возможно все. Или почти все. Поэтому в 2021 году мы решили посвятить интенсив PRO «Экспозиционный дизайн» ограничениям. Жестким, последовательным, иногда мучительным, но возвращающим в профессию чувство реальности. Четырнадцать недель курса я/мы/вы будем делать выставки в различных учреждениях культуры, каждый раз сталкиваясь с определенными ограничениями: заданными или, что еще интереснее, возникающими по ходу дела.
И первым ограничением должно стать ограничение набора: ниже я предлагаю десять свойств характера или профессиональных деформаций, которые могут помешать вам стать выставочным дизайнером. Посмотрите на них трезво и скажите себе: «Нет, этот курс не для меня».
1. Неумение удивляться. Если для вас всё заранее ясно – выставочный дизайн не для вас. Подготовка выставки – минное поле или лабиринт возможностей, с какой стороны посмотреть.
2. Вы идеальная мать или идеальный отец. Собаковод или кошатница. Есть вероятность, что родные просто не поймут, почему три месяца кряду три раза в неделю вы возвращаетесь домой после одиннадцати, а остальные вечера проводите за компьютером и книгами, а питомцы перестанут с вами общаться.
3. Отсутствие эмпатии. Если вас не трогает содержание – лучше его не трогать.
4. Рассеянность. Работа над выставкой сродни чтению книги, сюжет которой вам нужно рассказать зрителям с помощью музейных предметов. Как это сделать, если вы забыли, о чем прочли?
5. Вы не любите чувство риска. Выставка – это всегда проверка некой гипотезы на грани фола. Иногда конструкция, логичная в начале, оказывается саморазрушающейся в конце поисков. И надо придумывать что-то новое, а иногда и плечом подпереть покосившуюся идею.
6. У вас аллергия на музейную пыль. Это, конечно, личная драма, но это просто опасно!
7. Вы прячетесь в музее от современности. Мы выковыряем вас оттуда вместе с музейной пылью. Наша задача – понять, как современность может отражаться в музее сегодня. В этом смысле выставки – пульс эпохи. Неровный, иногда так и просто нитевидный, но он есть, и мы обязаны его слушать.
8. Критическое отношение к современной выставочной действительности. Точнее – его отсутствие. Курс – это диалог, критика и обмен суждениями. Если нам не о чем будет говорить, диалога не получится.
9. Вы считаете, что работа в сфере выставок вас озолотит. Нет, не озолотит. Или, вернее, не этому мы учим.
10. У вас железная логика. Мы практикуем картезианский взгляд на вещи и ставим под сомнение всё, включая железную логику – это золотое правило. Оно помогает обнажить скрытые интуиции и явить миру сущность глубинных культурных процессов.
Безусловно, это не все ограничения. Хотите больше – приходите на курс.
Егор Ларичев
Выставка «0.8.5» в Музее истории ГУЛАГа, которую создали студенты первого потока курса в марте 2020 года