Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.02.2021

Когнитивная урбанистика

Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.

Книга Алексея Крашенникова раскрывает понятие когнитивной урбанистики – системы научных знаний, которая интегрирует идеи из социологии, психологии, географии, культурологии и других дисциплин с тем, чтобы использовать их в архитектуре, градостроительстве и дизайне.

Искомое качество городской среды, по мнению автора, складывается из структурной дифференциации территории на средовые комплексы, названные: микро-, мезо-, макропространствами. Социальные параметры места, такие как людность, оживленность, связанность рассматриваются в отношении к расстояниям, проницаемости границ, направлениям кластеризации. Социальные и пространственные параметры участков территории общего пользования предопределяют такие качественные характеристики городской среды как психологический комфорт, социальная интеграция, культурная идентификация.

Когнитивные модели помогают выработать инструменты анализа и моделирования городской среды. Системная методология проиллюстрирована примерами из современной градостроительной практики. В конце книги дается ряд мнемонических моделей, облегчающих изучение урбанистики.

С любезного разрешения издательства КУРС публикуем фрагмент из первой главы книги.
Оживленный сквер в Казани
Оживленный сквер в Казани
«Когнитивные модели городской среды», А.В. Крашенников © Изображение предоставлено издательством «КУРС»
Средовые комплексы как объект исследования и проектирования

Социальные и культурные изменения, имевшие место в конце ХХ в., привели к новому осмыслению пространственно-временного континиума, в котором развивается современный город. Этот континиум структурируется при помощи топологических моделей городской среды различного масштаба.
Наблюдение за жизнью общественных пространств современного города показало, что комфортная городская среда определяется не Столько благоустройством, мощением и предметами дизайна, сколько режиссурой всего «спектакля» городской жизни путем организации «места действия», «картин восприятия» и «ареалов событий»

Обитаемое пространство города включает как места повседневной активности, так и локусы уникальных событий, например ярмарки, фестивали, праздники и т.п. Городская среда пешеходных ареалов служит соединительной тканью культурного ландшафта, которая «потребляется» горожанами на основе сочетания субъективных психологических факторов (принадлежности, безопасности, знаний и памяти) и объективных критериев социального комфорта городских пространств: доступность и связанность, проницаемость и оживленность, открытость и людность.
Средовые комплексы – это условно выделяемые участки территории, в которых локализуются определенные сценарии социальной жизни людей, что задает пространственные и социальные параметры средового контекста

Современные попытки сформировать единую пространственно-­временную концепцию обитаемого пространства (Existential Space), новые общественные пространства и новые принципы подхода к анализу застроенных территорий невозможно представить без идей Мишеля Фуко.

М. Фуко в 1967 г. прочел лекцию о «специфических местах», которые вносят разрывы в видимую бесшовность, непрерывность и нормальность повседневности. В своем коротком, но известном выступлении он обратил внимание на «иные места» в городе, которые изменяют представления о нормах поведения и порядке рационального устройства антропогенного пространства. М. Фуко предлагал «гетеротопологию» как практику исследования, анализа, описания, то есть «считывания», различных пространств.

В дальнейшем эту теорию развил Д. Шейн в своей книге «Рекомбинантный урбанизм». Идея комбинаторики из базовых элементов городской среды основана на обобщении большого пласта исследований и анализа традиционных архетипов городской среды, таких как место и путь.
«Место» и «путь» надо рассматривать как средовые комплексы, т.е. Интерпретировать и проектировать пространственную структуру следует исходя из закономерностей пространственного поведения людей. Как будет показано далее, существенными факторами пространственного контекста, обусловливающими характер социальных взаимодействий, являются такие пространственные параметры, как локализация, границы, дистанции, открытость/закрытость места деятельности, его доступность и проницаемость

В современном динамичном городе оба архетипа – место и путь – теряют свою аутентичность в классическом понимании и обретают новые формы. Ролевое общение предполагает стандартное окружение «международного» стиля. Чем больше город, тем более похожим становится поведение на улице: люди движутся через нейтральные, транспортно-­пешеходные коммуникации и находятся там короткое время. Люди, которые не спешат, кажутся странными: либо они ждут кого-то либо не знают, чем заняться.

Может показаться, что средовые комплексы – это исключительно виртуальные объекты и субъективные представления, поскольку люди находятся там временно, да и каждый человек индивидуален. Однако серия исследований, проведенная в Великобритании, США, России и других странах, говорит о том, что определенная пространственная схема провоцирует (способствует) вполне определенные типы поведения людей, и наоборот, повторяющиеся сценарии поведения преобразовывают пространство. Так складываются устойчивые прототипы средовых комплексов, смысл которых отражается в их названиях, например улица, двор, район, округ.
Архетипы архитектурного пространства: место и путь.
Место и путь как полюса различного использования городской среды являются гибридными моделями архитектурного пространства, сочетающими как пространственную схему места, так и обобщенное представление о нем.
Архетипы архитектурного пространства: место и путь. Место и путь как полюса различного использования городской среды являются гибридными моделями архитектурного пространства, сочетающими как пространственную схему места, так и обобщенное представление о нем.
«Когнитивные модели городской среды», А.В. Крашенников © Изображение предоставлено издательством «КУРС»

Место – это участок территории, имеющий значение для социальной практики. Данная традиция широко представлена текстами социальных географов и представителей социологии пространства. Место определяется прежде всего в категориях аутентичности, возрастающей с ростом динамики городской жизни, наполнения процессами, потоками и движениями, которые оно через себя пропускает. Место – это не только локализация функциональных процессов и культурных смыслов, но и пространственная конструкция из физических площадок, границ, линий движения, точек притяжения, мембран и оборудования.

Путь отличается от места прежде всего временем и динамикой восприятия. Казалось бы, путь, так же как и место, в современном городе теряет свою пространственную ценность, поскольку в условиях многолюдного города разбивается «триггерами», цель и контекст играют второстепенное значение по сравнению с пространственной структурой окружения.

Об авторе:

Алексей Валентинович Крашенинников –доктор архитектуры, профессор кафедры Градостроительства МАРХИ, член Союза московских архитекторов, советник РААСН, советник Международной федерации по жилищу и градостроительству (IFHP). Автор более 70 публикаций. Кандидатская диссертация: «Социально-пространственный аспект формирования внешней жилой среды» (1985). Докторская диссертация «Градостроительные основы развития жилой застройки в условиях рыночной экономики» (1998). Руководитель и директор Научно Образовательного Центра «УРБАНИСТИКА» МАРХИ (2007).