Декоративное панно «Защитникам Отечества» в Калуге, созданное почти полвека назад художником Владимиром Животковым, обрело вторую жизнь и избежало забвения. Теперь на его месте – точная и усиленная копия.
Панно, которое было изготовлено в 1972 году и несколько десятилетий украшало фасад многоквартирного дома на улице Пушкина в Калуге, не являлось объектом наследия и не имело шансов на масштабную дорогостоящую реставрацию. В последние годы, особенно после ремонта здания, знаковый для города и любимый калужанами барельеф стал стремительно разрушаться, поэтому меры по его сохранению нужно было принимать срочно.
Панно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, перед воссозданиемФотография © Юрий Бучарский
Выполненное в технике сграффито панно не просто потрескалось и отошло от стены. Состав полностью утратил свои технические свойства, и гарантии долговечного ремонта не мог дать ни один подрядчик. Поскольку процесс восстановления курировал главный архитектор Калуги Алексей Комов, именно ему пришлось принять ответственное и непростое решение сохранить панно в виде копии – точной, долговечной и созданной по современной технологии.
Панно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, перед воссозданиемФотография © Юрий БучарскийПанно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, перед воссозданиемФотография © Юрий БучарскийПанно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, перед воссозданиемФотография © Юрий БучарскийПанно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, перед воссозданиемФотография © Юрий БучарскийПанно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, перед воссозданиемФотография © Юрий БучарскийПанно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, перед воссозданиемФотография © Юрий БучарскийПанно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, перед воссозданиемФотография © Юрий БучарскийПанно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, перед воссозданиемФотография © Юрий БучарскийПанно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, перед воссозданиемФотография © Юрий Бучарский Первым этапом было создание «цифрового слепка» барельефа, по которому на станках с ЧПУ были изготовлены карты из плотного полистирола. Затем на эти карты нанесли множество усиленных фиброволокнами штукатурно-клеевых слоев, что позволило внешне воспроизвести технику сграффито.
Панно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, воссоздание 2020Фотография © Мосстрой 31Панно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, воссоздание 2020Фотография © Анна ЛысенкоПанно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, воссоздание 2020Фотография © Мосстрой 31Панно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, воссоздание 2020Фотография © Юрий БучарскийПанно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, воссоздание 2020Фотография © Юрий БучарскийПанно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, воссоздание 2020Фотография © Юрий БучарскийПанно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, воссоздание 2020Фотография © Юрий БучарскийПанно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, воссоздание 2020Фотография © Юрий Бучарский Работы планировалось завершить к концу ноября, но представить новое старое панно горожанам удалось уже в середине месяца. Барельеф теперь дополняет табличка с аннотацией, на которой указаны имя автора, годы создания и воссоздания.
Панно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, воссоздание 2020 Фотография © Эдуард Сычёв
Хотя решение пойти этим путем, по словам самого Алексея Комова, было тяжелым, очевидно, что такой подход оцифровки с последующим воссозданием, может дать шанс на сохранение многим другим не имеющим охранного статуса произведениям и отдельным декоративным элементам фасадов советских домов.
Панно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, воссоздание 2020Фотография © Юрий БучарскийПанно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, воссоздание 2020Фотография © Юрий БучарскийПанно «Защитникам Отечества», Калуга. 1971, воссоздание 2020Фотография © Юрий Бучарский
|