Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.12.2020

Открытый город: итоги студенческих воркшопов

19 октября в Музее архитектуры состоялась защита проектов, созданных в рамках фестиваля «Открытый город», организованного Москомархитектурой.В этом году фестиваль проходит в пятый раз и темой этого года стала «Устойчивая архитектура и градостроительство в условиях нестабильного мира, природных катастроф и растущих мегаполисов», которую кураторы воркшопов, ведущие архитектурные и ландшафтные бюро, а также Институт Генплана Москвы, трактовали максимально широко: от вполне реалистичных идей по улучшению зеленых территорий до создания фантастических трансформирующихся городов принципиально нового типа.

В экспертный совет в этом году вошли: Ирина Кузнецова (Москомархитектура), Николай Ляшенко и Ольга Сытник(«Цимайло Ляшенко и партнеры»), Елена Гонсалес (МАРШ-Lab), Рубен Аракелян (WALL), Юлия Ардабьевская (SAGA), Анастасия Железнова (Studio Moscow).

Архитектурное бюро Wowhaus выбрало темой воркшопа под кураторством Гульнары Сафаровой и Анастасии Измаковой актуальную во всем мире проблему Recycle Arch. Исследование вопросов переработки в России показало очень слабый уровень решения этой проблемы в нашей стране. Участники изучили объемы мусорных полигонов, порожденных Москвой, и посчитали, что если бы мусор не вывозился из столицы, в скором времени он буквально накрыл бы ее целиком. Привлечь внимание к проблеме решено было творческим способом: созданием интерактивной инсталляции «Мусорная Золушка», концепт которой представил жюри студент МАрхИ Дмитрий Чудаев.

Центром инсталляции стал стол из черного акрила (принципиальным моментом было использование только перерабатываемых материалов) с углублением в виде хорошо узнаваемого силуэта Москвы, а сверху его завалила гора гранул из переработанного мусора. По четырем сторонам стоят четыре колбы-«собиратора» в которые надо рассортировать мусор по его типу. По замыслу участников воркшопа этот проект, который планировалось реализовать к выставке «Открытого города» показал бы объем проблемы и то, что решить ее в одиночку невозможно: должны включиться все и шаг за шагом, гранула за гранулой мусор бы постепенно исчез с лица Москвы. Или не исчез, если бы посетители решили, что сортировка слишком сложное и скучное дело, что тоже по-своему стало бы наглядным результатом.

Смотреть презентацию>>>

Бюро ABD Architects в рамках воркшопа «Многофункциональная единица» под кураторством Софии Ткач и Ильи Левянта предложило участникам разработать вариант архитектурной единицы, которая способна трансформироваться в зависимости от внешних воздействий. Участники изучили влияние пандемии на рынок офисов и другого рода коммерческой недвижимости, который рухнул за последние полгода. В то время как образовалась нехватка других, например больничных, пространств. Ответом стали 5 концептов максимально трансформируемой архитектуры.

В частности, Игорь Бычков (МГХПА им. Строганова) предложил немного фантазийный, но остроумный проект модуля, в котором сразу заложены 4 функции: кафе, музея, приюта и склада. Весь необходимый функционал –от столов со скамейками (кафе) до полок (музей) – прикреплен к вращающемуся объему, который достаточно просто провернуть в нужный момент, чтобы изменить назначение и наполнение пространства.

Смотреть презентацию>>>

Бюро ASADOV провело воркшоп LIVE-WORK-PLAY City под кураторством Андрея Асадова. Задачей было придумать самодостаточный микрогород в рамках 50га, где можно провести год и не заскучать. Так у участников появилась коллекция из 6 микрогородов со своим именем, характером и логикой: город на воде, летающий город, который как «скорая помощь» прибывает очищать природу, город под стеклянным шатром на Крайнем Севере, город-Лабиринт, Море-горы-город и город-приключение Adventure town.

Из всех проектов жюри больше всего отметило Memory city Ксении Королевой (УГАХУ) и Даниила Журавлева (ГУЗ): плавучий город-память на месте затопленной при создании Рыбинского водохранилища Мологи, который на манер юго-восточных азиатских городов дрейфует на воде: с рынками, домами, маяком, своими силуэтами и месторасположение отсылающими к истории.

Потренировавшись на собственном городе мечты, студенты объединили усилия и сделали седьмой общий город с шутливым названием «Городки», который строится по принципу игры: с одной стороны, есть четкие правила – пропорции, соотношение застройки и зеленых зон, а с другой,– азарт от возможности творить внутри правил. Чтобы город сохранял некоторое стилистическое единство, был разработан единый код из форм, деталей и пропорций, вдохновленных традиционной русской архитектурой. Так получился город-игра, где можно по-разному комбинировать заданные детали, получая неограниченное число все новых и новых форм и решений.

Смотреть презентацию>>>

Темой воркшопа ландшафтной компании ARTEZA под кураторством Екатерины Гагариной и Дениса Кусенкова стала «Территория здоровья». Сперва участники воркшопа изучали различные проекты ландшафтного оформления социальных объектов и вместе с кураторами вывели общие принципы работы с такими территориями. Затем три команды разработали идеи оформления территории школы, оздоровительного центра и студенческого кампуса, «наложив» выведенные общие принципы уже на конкретный объект. Одним из значимых результатов воркшопа стало возникшее у участников желание максимально «разрушить границы» между объектами и городом, не обособляя их, а включая в городскую ткань. В проекте благоустройства территории школы, представленном от имени команды Валерией Мастюковой (СПбГАСУ), совсем отказаться от заборов по причинам безопасности детей не получилось, но все было сделано для того, чтобы эти границы минимизировать. Как отметили члены экспертного совета, заборы и «стыки территорий» действительно одна из важных проблем современной Москвы и хорошо, что этот вопрос решался в рамках воркшопа.

Смотреть презентацию>>>

В воркшопе «Долина Яузы: на пути к суперпарку» Института Генплана Москвыпод кураторством архитектора-градостроителя Виталия Лутца решили идти не по стандартному пути, придумав еще один участок парка, а выбрать проблемные узлы, участки, которые обычно ускользают от внимания проектировщиков.Сперва участником Данилой Новиковым был разработан каркас всего участка, на который «нанизались» отдельные проекты. В частности Елена Скакунова (МАрхИ) предложила свои решения, как открыть для сквозного движения территорию Ростокинской фабрики, включив ее в ткань города. Дарья Копылова (МАрхИ) предложила, как обыграть пространства под мостами и развести маршруты разных ЦА. А Алена Цыганова (НИУ МГСУ) рассказала о том, как можно обыграть «казусы», «неизбежное зло» на каждом маршруте, в частности рустованные бетонные заборы ПО2: либо спрятав их за растительностью и покрыв «зелеными граффити», либо наоборот подчеркнув, выделив, покрасив в яркие цвета и покрыв артом.

Смотреть презентацию>>>

Участники воркшопа Kleinewelt Architekten под кураторством Николая и Сергея Переслегиных и Георгия Трофимова работали над темой идеального города, который по мере продвижения и углубления в тему становился все более и более фантазийным. Участники исходили из того, что все в нашем мире постоянно меняется. То, что сегодня кажется константой, в будущем, возможно, не будет существовать. Поэтому участники вместе с кураторами решили по их словам «немного побезумить» и отменить некоторые физические свойства нашего мира: в их городах можно телепортироваться, иметь внутри города черную дыру и перемещаться сквозь пространство и время.

Сперва каждый участник придумал свой «идеальный» фрагмент города, а затем из «идеальных мест» на воркшопе придумали три варианта городов, которые способны меняться и перестраиваться с помощью различных механизмов. Все три варианта были артистично представлены на защите Ксенией Королевой (УГАХУ), Анной Егорчевой (МАрхИ) и Екатериной Смирновой (МАрхИ). Так, городе TESSERAC все ячейки размещенывокруг ядра и между ними можно перемещаться в любой последовательности. В городе SWAT перемещение осуществляется за счет «складок Вселенной», а механизм BLACK HOLE задействует силы Черной дыры, которая есть прямо в городе. По словам куратора Сергея Переслегина все начиналось с вполне респектабельных исследований о потребностях людей в городе, но в какой-то момент всех «перещелкнуло» и захотелось полностью отпустить фантазию.

Смотреть презентацию>>>

Закрытие музеев из-за пандемии помешало планам устроить выставку проектов в Музее Архитектуры, поэтому защита проходила в смешанном онлайн и оффлайн формате: большая часть участников представляла свои проекты в Музее, а зрители, эксперты и часть жюри наблюдали за защитой в открытой онлайн-трансляции. Победителями стали Ксения Королева (воркшопы ASADOV и Kleinewelt), Анна Егорчева и Екатерина Смирнова (Kleinewelt), Елена Тюдина (ASADOV), Валерия Мастюкова (Arteza), Алена Цыганова, Дарья Копылова и Елена Скакунова (воркшоп НИИ Генплана). Наградой победителям станет образовательная поездка в Краснодар и Краснодарский край.