Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
Инсталляция «Классная игра» – клавиатура рояля или другого клавишного инструмента – к началу учебного года появилась на фасаде школы «Класс-центр» в районе Сокол на севере Москвы. Размер клавиш из композитных материалов – до шести метров, а одна из боковых кнопок также служит медиа-экраном.
Марина Звягинцева. Инсталляция «Классная игра» на фасаде школы «Класс-центр» в Москве
Марина Звягинцева. Инсталляция «Классная игра» на фасаде школы «Класс-центр» в Москве
Марина Звягинцева. Инсталляция «Классная игра» на фасаде школы «Класс-центр» в Москве
Автор инсталляции, художник Марина Звягинцева, уже не раз работала с воспринимаемыми как безликие зданиями образовательных и социальных учреждений как с основой для своих произведений в жанре паблик-арт. Среди ее произведений – «МедиаДвор» в Высшей школе экономики в Хитровском переулке, «Спальный район. Открытый урок» в школе № 109 на юго-западе Москвы, кардиограмма на фасаде Морозовской больницы, батарея «Вечная теплота» для библиотеки в Норильске.
Архи.ру поговорил с Мариной Звягинцевой о ее новой работе.
– Как ваша инсталляция обогащает городское пространство?
– «Классная игра» превращает школу в точку притяжения всего района, делают ее заметной среди окружающих построек. Мы привыкли, что школьные здания не выглядят привлекательно и не интересны для жителей близлежащих домов: самое интересное происходит внутри школы. Инсталляция позволила сделать видимой внутреннюю жизнь школы – подчеркнуть ее творческую направленность и даже заглянуть внутрь с помощью мультимедийного экрана, расположенного в одной из кнопок.
Марина Звягинцева. Инсталляция «Классная игра» на фасаде школы «Класс-центр» в Москве
Марина Звягинцева. Инсталляция «Классная игра» на фасаде школы «Класс-центр» в Москве
Марина Звягинцева. Инсталляция «Классная игра» на фасаде школы «Класс-центр» в Москве
– Как она взаимодействует со зданием школы?
– Моя задача была не изменить архитектуру здания, которое было построено в 1940 году, а перепрограммировать ее таким образом, чтобы оно выглядело современным. Мой принцип работы в паблик-арте основывается на принципе сайт-спесифик, то есть я пытаюсь увидеть и услышать специфические особенности места и добавить туда дополнительные акценты и смыслы с помощью паблик-арта.
При создании инсталляции для школы я увидела ритм архитектуры и решила обогатить его новыми смыслами. У реального пианино клавиши расположены по-другому, здесь же расположение клавиш подчиняется ритму ниш фасада. Получается, что каждая клавиша находит свое место внутри архитектуры.
Марина Звягинцева. Инсталляция «Классная игра» на фасаде школы «Класс-центр» в Москве
Марина Звягинцева. Инсталляция «Классная игра» на фасаде школы «Класс-центр» в Москве
Марина Звягинцева. Инсталляция «Классная игра» на фасаде школы «Класс-центр» в Москве
Марина Звягинцева. Инсталляция «Классная игра» на фасаде школы «Класс-центр» в Москве
Марина Звягинцева. Инсталляция «Классная игра» на фасаде школы «Класс-центр» в Москве
Марина Звягинцева. Инсталляция «Классная игра» на фасаде школы «Класс-центр» в Москве
Марина Звягинцева. Инсталляция «Классная игра» на фасаде школы «Класс-центр» в Москве
Марина Звягинцева. Инсталляция «Классная игра» на фасаде школы «Класс-центр» в Москве
Марина Звягинцева. Инсталляция «Классная игра» на фасаде школы «Класс-центр» в Москве
Марина Звягинцева. Инсталляция «Классная игра» на фасаде школы «Класс-центр» в Москве
– Что для вас архитектура в контексте ваших инсталляций?
– Здесь архитектура выступает полноправным участником творческого процесса, создавая основу для паблик-арта. Так было и на ARTPLAY, где окна фасада стали частью микшерного пульта. Так было на фасаде библиотеки в Норильске и на фасаде Морозовской больницы. Архитектура – это огромный холст, на котором художник делает несколько «мазков» с помощью своей инсталляции и так создает новое произведение.
Марина Звягинцева – номинант VII Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «ИННОВАЦИЯ» (2012), премии «АРХИWOOD» (2012), Премии Кандинского (2008 и 2009) и Премии Курехина (2011 и 2018).