Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.08.2020

Lisser Art Museum в Нидерландах. Кирпич Petersen Tegl в лесных тонах

Объект:
Музей искусств Лиссе
Адрес:
Нидерланды,
Мастерская:
АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE
Авторский коллектив:
Архитекторы: KVDK Architecten

Музей по проекту KVDK Architecten близ Амстердама получил фасады из кирпича ручной работы Petersen Kolumba, поставляемого в России компанией АРХИТАЙЛ.

Lisser Art Museum, или LAM, – современное дополнение к исторической среде. Он находится в старой части парка Keukenhof. Более известна новая половина парка, один из крупнейших в мире цветочных садов, куда каждую весну собираются сотни тысяч туристов со всего мира, чтобы полюбоваться тюльпанами, гиацинтами и нарциссами: входной павильон этого парка по проекту бюро Mecanoo тоже выполнен из кирпича Kolumba – песочного цвета K71. Однако и в старой части есть, на что посмотреть. Имение появилось там в XVII веке, а в XIX столетии парк из регулярного превратили в пейзажный, а господский дом из классической виллы – в неоготический замок. Тут также проходит и природная граница между лесом на песчаной почве и открытыми дюнами: море совсем недалеко.

Рис 1. Расположенный рядом замок Keukenhof был изначально построен в XVII веке. Его стены из красного кирпича вдохновили KVDK Architecten на использование кирпича Kolumba красного цвета в музее LAM
Рис 1. Расположенный рядом замок Keukenhof был изначально построен в XVII веке. Его стены из красного кирпича вдохновили KVDK Architecten на использование кирпича Kolumba красного цвета в музее LAM
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl

Все эти обстоятельства и исторические «слои» KVDK Architecten должны были тщательно учесть: ведь имение Keukenhof особо охраняется государством, а с 2010 обладает статусом «парка культуры». Он был присвоен в рамках нового мастерплана, куда включили и музейный объект – не оговорив, впрочем, каким он должен быть. Архитекторы выбрали нейтральную, сравнительно компактную неомодернистскую форму – чтобы их здание не соревновалось с историческими постройками, не казалось подделкой под старину и не нарушало сложившийся ландшафт. Более того, насыпь XVII века, оставшаяся от террасного парка – именно на ней возвели музей – в ходе строительства реконструировали и освободили от торговых павильончиков.
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе. Вход в музей расположен под консольным выносом, где широкая лестница ведет в выставочный зал. Потолок в большом остекленном вестибюле облицован тем же кирпичом Kolumba, что и фасады Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе. Вход в музей расположен под консольным выносом, где широкая лестница ведет в выставочный зал. Потолок в большом остекленном вестибюле облицован тем же кирпичом Kolumba, что и фасады
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Рис 4. Узкий проход идет между двумя корпусами музея. Он отмечен с обоих сторон колоннами из сужающегося к концу кирпича специального формата Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Рис 4. Узкий проход идет между двумя корпусами музея. Он отмечен с обоих сторон колоннами из сужающегося к концу кирпича специального формата
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl

Кирпичное здание музея LAM появляется среди деревьев без предупреждения, вокруг нет никаких «буферных зон». Один его корпус помещен на историческую насыпь и как будто парит над ней, хотя в реальности опирается на четыре колонны в остекленном вестибюле. Второй – встроен в саму насыпь. Между корпусами есть узкий проход, позволяющий посетителям парка пройти насыпь насквозь: в нем устроены «витрины», сквозь которые можно увидеть экспонаты и заинтересоваться музеем – это отсылка к заказчику, фонду VandenBroek, учрежденному владельцами сети супермаркетов Dirk. По этой же причине все произведения искусства из собрания Lisser Art Museum так или иначе связаны с темой еды и питания.
Рис 5. Музей состоит из двух параллельных корпусов. Южный резко выдается вперед, придавая зданию сходство с замком.
Рис 5. Музей состоит из двух параллельных корпусов. Южный резко выдается вперед, придавая зданию сходство с замком.
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl

Особой задачей архитекторов, до того работавших с теми же заказчиками над проектами их супермаркетов, было вписать музей в природное окружение. Поэтому поддерживающие верхний корпус бетонные колонны в прозрачном вестибюле покрыты корой, чтобы визуально сливаться с деревьями. Еще более важной в таком случае становилась облицовка фасадов. «Мы собрали растения и другие естественные объекты из парка, чтобы найти правильные оттенки и остаться в гармонии с «колерной книжкой» самой природы», – рассказывает архитектор Ари Корбе из KVDK Architecten. Идеально подходящим по тону к почти лесному окружению стал кирпич ручной работы Kolumba специально разработанных по заказу архитекторов цветов F146 и F145: теплые красноватые оттенки гармонируют и с летней природой, но особенно уместно они смотрятся среди осенней листвы.
Музей искусств Лиссе. Осенью, когда листья становятся золотыми и красными, нюансы кирпича отражают природное окружение уже иначе, по-новому
Музей искусств Лиссе. Осенью, когда листья становятся золотыми и красными, нюансы кирпича отражают природное окружение уже иначе, по-новому
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе. Планы первого и второго этажей, разрез
Музей искусств Лиссе. Планы первого и второго этажей, разрез
© KVDK Architecten

Кроме природы, источником вдохновения для архитекторов стали краснокирпичные стены замка Keukenhof: ведь он находится совсем рядом, и его хорошо видно изнутри музея, со стеклянного мостика – через окно в юго-западном углу.
Не менее важную роль сыграл вытянутый формат кирпича: он подчеркнул горизонтальную композицию музея. Для больших поверхностей фасадов была выбрана «дикая», асимметричная кирпичная кладка. Карниз и периметр окон отмечены тычковой кладкой.
Музей искусств Лиссе. Кирпич длиной 528 мм позволяет создавать очень красивую перфорированную кладку. Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе. Кирпич длиной 528 мм позволяет создавать очень красивую перфорированную кладку.
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе. Кирпич длиной 528 мм позволяет создавать очень красивую перфорированную кладку Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе. Кирпич длиной 528 мм позволяет создавать очень красивую перфорированную кладку
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе. Для больших поверхностей фасадов была выбрана «дикая», асимметричная кирпичная кладка. Карниз и периметр окон отмечены тычковой кладкой. Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе. Для больших поверхностей фасадов была выбрана «дикая», асимметричная кирпичная кладка. Карниз и периметр окон отмечены тычковой кладкой.
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl

Особое значение кирпич приобрел во встроенном в насыпь корпусе. Тот выходит наружу энергичным углом, и его «острие» сложено из кирпича Kolumba специального формата. Возможности кирпича производства Petersen Tegl были также использованы в частях стен из ажурной кладки, добавляющих экстерьеру LAM разнообразия – особенно в темное время суток, когда сквозь них наружу льется искусственный свет. 50 000 кирпичей Kolumba на фасадах дополняются в интерьере кладкой из того же кирпича на перекрытиях вестибюля.
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Музей искусств Лиссе
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Рис 12. На северо-востоке 28-метровая стена скрывает проход от парка. Сквозь большие проемы видна окружающая зелень Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl
Рис 12. На северо-востоке 28-метровая стена скрывает проход от парка. Сквозь большие проемы видна окружающая зелень
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl

Лаконичный объем постройки – иной не мог появиться в таком насыщенном историческом и природном окружении – делает визуально и тактильно богаче использование Kolumba. Каждый кирпич ручной работы уникален, имеет свою фактуру, оттенок, подпалины. Кладка из него смотрится, как дорогой гобелен: сдержанно, но благородно. Архитектор Ари Корбе поясняет: «Когда вы выглядываете (из музея) наружу, вы можете почувствовать длину здания и кирпичей. У здания довольно простая форма, но его материальность имеет решающее значение».
Рис 13. Большие окна открывают посетителям музея виды парка. Когда темнеет, сочетание искусственного освещения и узорной кладки создает тонкий эффект филиграни
Рис 13. Большие окна открывают посетителям музея виды парка. Когда темнеет, сочетание искусственного освещения и узорной кладки создает тонкий эффект филиграни
Фотография © Paul Kozlowski / Предоставлено Petersen Tegl

Музей LAM, Лиссе, Нидерланды
Заказчик: VandenBroek Foundation
Архитекторы: KVDK Architecten
Подрядчик: IBB Kondor B.V.
Завершение проекта: 2018
Кирпич: и специальные цвета кирпича Kolumba 528x108x37 мм: F146 (70%) и F145 (30%)