Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.08.2020

В Нижнем Новгороде прошла Летняя школа городских исследователей

Это образовательный проект для горожан, организованный Институтом Урбанистики Нижнего Новгорода. Школа прошла с 29 июня по 24 июля и стала примером организации работы с городом на новом уровне, когда в центре не только исследований, но и всех дальнейших преобразований городской среды – прежде всего человек, его образ жизни, его среда обитания и приоритеты. Что такое исследования городской среды, как проводить его правильно и почему каждому нижегородцу полезны компетенции городского исследователя – эти знания в рамках проекта мог получить любой горожанин совершенно бесплатно. Самые активные участники школы помимо исследовательских компетенций получили стипендии от Института Урбанистики.

Исследовать проблемы территорий, открыто говорить и аргументировано доносить свои мысли об этих проблемах учились жители самых разных возрастов и профессий в течение четырех недель. Всего за период проекта на онлайн-лекции зарегистрировалось почти 400 человек, из которых около 130 прошли практику. Они проводили исследования общественных пространств, которые будут благоустроены в следующем году по программе «Формирование комфортной городской среды». Практические занятия проходили на территориях всех районов Нижнего Новгорода.

Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде
Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде
Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде
Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде
Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде
Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде
Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде
Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде
Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода
Результаты практических занятий Летней школы городских исследователей в Нижнем Новгороде
Предоставлено Институтом урбанистики Нижнего Новгорода

Среди лекторов и руководителей практики – как известные нижегородские урбанисты, социологи, архитекторы, так и приглашенные эксперты из других городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Казани и Самары.

Можно сказать, что знания, полученные участниками, – уникальны. У городских исследований есть своя специфика и пока этому не учат ни в одном вузе. Поэтому школа стала не только образовательным проектом для неспециалистов, но и площадкой для повышения квалификации и обмена опытом, наработкой методологических основ для дальнейшего развития городских исследований.

Мы поговорили с организаторами, лекторами и участниками о Летней школе городских исследователей.
 

Ира МАСЛОВА, куратор ЛШГИ, Институт Урбанистики НН


Какие цели ставил перед собой проект, насколько получилось их достигнуть?

Во-первых,собрать большую команду людей, которые хотят исследовать город дальше, собрать новых людей, которые чувствуют в себе потенциал исследователя города, но пока не знают, как его развить. Мы фактически собрали активное сообщество профессионалов по интересам, и это здорово. Во-вторых, проект ставил цели обучить сотрудников института, «прокачать» для них компетенции городских исследователей.

Была ли практическая цель?

Да, конечно, главная цель была в практике. Практиковались в течение 3 недель. Сейчас мы собираем и анализируем результаты полученных наблюдений.

Расскажите подробнее про программу школы. Как лекционная и практическая части соотносились между собой?

В лекциях были темы, которые конкретно посвящены методикам исследования территорий и непосредственно нужны на практике, и были лекции которые не привязаны к ней, например, лекция по свету («Исследования города в световой урбанистике» Олега Юрченко – прим ред). Мы практиковались в световом анализе, но не делали само исследование света на территориях. Были лекции, которые нужно было слушать и сразу «дословно» переносить на практику как готовую методику. Важная надстройка над лекционным блоком – это общая теория о том, как городские исследования встроены в процесс проектирования территорий

Какие проблемы освещались на лекциях и исследовались в практической части?

Мы исследовали, в основном, проблемы физической среды, конкретные вопросы, которые можно изменить проектом благоустройства. Иными словами, мы не говорили только об историческом контексте территории, о ее идентичности, а больше анализировали то, как по ней ходят люди, какие социальные практики там организованы, говорили о функциональном зонировании и особенностях использования пространства. То есть о том, что мы передаем архитектору, чтобы он понял, как на самом деле функционирует территория, что нужно менять или сохранять.

Чем школа поможет программе ФКГС 2021?

Школа подготовила предпроектный анализ территорий для благоустройства по программе ФКГС-2021. Он не входил в обязанности института, мы не обязаны были им заниматься. Двоих исследователей, которые работают в штате института было бы недостаточно, чтобы сделать полноценный анализ. На исследовании должно работать большое количество людей одновременно, а ФКГС не предусматривает финансирование исследований и не закладывает на них время.

Но мы сделали невозможное – мы эти исследования провели, потому что готовились задолго до объявления голосования за территории, которые будут благоустроены в следующем году. 7 июля, когда были объявлены результаты, мы уже начали практику.

Чему научились участники и где они могут применить свои знания?

Я надеюсь, что участники научились непредвзято смотреть на город и не делать преждевременных выводов. Они могут применить свои знания, если пойдут, например, в исследовательский проект, где требуется с разных сторон проанализировать город: с культурологической, с архитектурной, с туристической целью.

Мы надеемся, что участники смогут заняться своими собственными исследованиями и смогут аргументировано доносить свои мысли о проблемах территории. Это готовая команда для исследований нашего города. Хотя самое классное, что может произойти с нашим слушателем, – это даже не про практику, а про удовольствие. Умение видеть город позволяет получать намного больше от путешествий: за одни и те же деньги вы увидите больше, если вы умеете исследовать город.
 

Вера ПРОСВИРНИНА, Социальный инженер, городской исследователь, лектор ЛШГИ, Нижний Новгород


В чем ценность школы, на ваш взгляд?

Ценность школы заключалась и в том, что в качестве преподавателей принимали участие российские и нижегородские эксперты-практики – те, кто участвует в междисциплинарных проектных командах и может поделиться не только методиками, но и тонкостями их использования.

Чем она полезна участникам?

Для всех участников школы- это ещё одна возможность посмотреть город с разных сторон, увидеть привычное с необычной стороны, глубже понять процессы, которые происходят в городе, познакомиться с людьми, которые меняют города, понять логику этих изменений либо наоборот убедиться в ее отсутствии.

Нужны ли подобные проекты Нижнему Новгороду?

Школа городских исследователей стала лебединой песней Института Урбанистики, который продвигал необходимость исследований для развития городской среды. Нельзя сказать, что очень успешно у него это получалось. Да и сами социокультурные исследования, которым была посвящена школа, – пока не особо востребованный формат. Уже давно оценённый экспертами-урбанистами, недооценённый архитекторами и часто избегаемый заказчиками – администрацией и бизнесом.
 

Валерия ПРИВАЛКОВА, исследователь ЛШГИ, Нижний Новгород


Чем вы занимались в проекте?

Занималась всем: слушала лекции, задавала вопросы лекторам, приходила на практику, делала задания и общалась с коллегами.

Какие лекции были для вас самыми полезными и почему?

Я не могу выделить какую-то одну или несколько лекций как «самую-самую». Они все были интересны и информативны. Для меня это новая сфера жизни. Абсолютно все лекторы – большие профессионалы своего дела, люди увлеченные, искренние, живые и очень современные. Я очень благодарна коллективу института за проделанную работу. За согласование участия всех этих людей, за их подготовку, за материалы, за их отдачу, эмоции.

Чем запомнилась практика?

Практика в школе – это отдельная история. Я побывала и на незнакомых, и на знакомых территориях. Когда ты так много времени проводишь на одном месте и делаешь что-то осознанно (наблюдаешь, ходишь, подмечаешь, общаешься), то эта территория становится тебе родной.

Вообще подобный опыт волонтерской работы случился со мной впервые. Я как-то по-другому посмотрела на всё это изнутри. И те же люди-волонтеры, выгуливающие собак в сквере Интернационалистов на пересечении улиц Малая Покровская-Обозная, открылись мне с другой стороны. Хочется сказать, что это незабываемый опыт. Абсолютно любой человек может что-то сделать просто так, будь то помощь в исследованиях территорий для благоустройства, выгул собак, провести «субботник», засадить клумбу цветами или помочь делом или словом нуждающемуся человеку. И поверьте, сделанное своими руками почувствуется и запомнится намного лучше, чем жить с мыслью «кто-то нам что-то должен». И, как показал опыт интервью с местными жителями, – человеку нужен человек. Общение, желание выслушать, посочувствовать, посмеяться или вместе погрустить. Поэтому главное, что лично со мной случилось на практике, это общение с незнакомыми людьми. Они все разные, интересные и со своей историей.

Чем полезна школа нижегородцу?

Школа даёт знания для понимания сути города. Как что устроено, как мы можем увидеть и понять, что происходит вокруг нас. Что мы, люди, не какие-то отдельные беспомощные организмы, а непосредственные участники процесса. Можем влиять на происходящее, хоть многие думают, что это не так.
 

Анастасия, участник


Какие лекции вы прослушали, на какие практические занятия ходили?

Я прослушала почти все лекции, побывала на практике на четырех территориях и одном экологическом исследовании. Оказывается, у каждой территории есть своя «изюминка» и свои привычные способы ее использования.

Чем, по-вашему, школа будет полезна нижегородцу?

Не уверена, что она будет полезна всем, но тем, чьи интересы не ограничиваются пространством собственной квартиры, она точно нужна. Для того, чтобы понять себя, территорию рядом с которой ты живешь, увидеть, как проблемы решены на других территория города и научиться разговаривать предметно с теми, в чьей компетенции претворять в жизнь эти изменения.