Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Год назад британские архитекторы опубликовали «декларацию», объявив чрезвычайное положение в сфере климата и биоразнообразия. От полного заголовка «UK Architects Declare Climate and Biodiversity Emergency» возникло официальное название сложившейся таким образом организации: Architects Declare, «Архитекторы заявляют». Сейчас ее подписали более 5000 архитектурных мастерских со всего мира, но вначале их было всего семнадцать, зато все – известные, крупные, лауреаты Премии Стерлинга. Самыми большими среди них были Foster + Partners, которые в конце 2019-го опубликовали и собственный «манифест устойчивости».
Но, несмотря на такие ответственные заявления, бюро в прошлом ноябре представило проект «аэропорта на Красном море», который должен обслуживать одноименный новый курорт на побережье Саудовской Аравии. Подготовительные работы по его строительству уже начались, откроется он в 2022, источником вдохновения для архитекторов послужили дюны окружающей пустыни. Первая очередь строительства также охватит 3000 гостиничных номеров на пяти островах и в двух комплексах на материке, а полностью проект воплотится в жизнь в 2030, когда курорт будут посещать миллион отдыхающих в год. Предназначенная под застройку территория до сих пор не была тронута деятельностью человека, там есть спящие вулканы, пустыни, горы и так далее.
Промо-видео «аэропорта на Красном море»
Этим летом был представлен другой саудовский проект, аэропорт для курорта Амаала – тоже на Красном море. Эти «воздушные ворота» должны открыться уже в 2023 и сразу же принимать миллион туристов в год. Проект вдохновлен миражом как природным явлением, а здание терминала соседствует с масштабным лэнд-арт-объектом, заметным еще с самолета. Амаала будет состоять из отелей на 2500 номеров и более 800 вилл, квартир, «имений», а также 200 магазинов, ресторанов, спортивных и спа-центров, досуговых учреждений. Курорт появится на территории заповедника имени принца Мухаммеда ибн Салмана.
Оба курорта задуманы как ресурсоэффективные, «красноморский», по словам девелоперов, будет на 100% обеспечен возобновляемыми источниками энергии, включая аэропорт. Но главное в них – беспримерная «эксклюзивность», отсюда – и собственные авиакомплексы внушительных размеров, рассчитанные в значительной степени на частные «джеты». Именно для них предназначены кондиционированные ангары, то есть пассажиров на каждый принимаемый и отправляемый самолет будет немного. Тем больше удар по окружающей среде, тем меньше реальная необходимость в каждом рейсе – и в аэропорте в принципе. При этом авиасообщение внесло и вносит вклад порядка 5% в глобальное изменение климата, что делает его самым вредным для окружающей среды видом транспорта.
В манифесте Architects Declare есть пункт о том, что подписавшие его обязуются оценивать все свои новые проекты таким образом, чтобы они помогали смягчать изменение климата, и сподвигать на такую же оценку заказчиков. Есть там и другие положения, плохо подходящие к этим двум новым проектам.
Следует отметить, что Architects Declare публично, хотя и не указывая на случай Foster + Partners, отказалось «называть и позорить» своих подписантов, занимающихся «вредными» проектами. Согласно заявлению организации, не все детали контекста проекта сразу «очевидны», но дискуссия полезна всегда, особенно если СМИ и профессиональное сообщество призывают друг друга к ответу и подталкивают друг друга к тому, чтобы стать лучше.
Другую позицию заняла менее заметная и по сути анонимная организация ACAN (Architects Climate Action Network), которая первая начала громко критиковать Foster + Partners, что попало в крупные газеты. 20 июля она обратилась непосредственно к архитектурному бюро с открытым письмом, где призвало его отказаться от проекта аэропорта для Амаалы и приостановить любую работу для авиации, пока эта сфера не добьется нулевого выброса углерода.
Представляется маловероятным, что Foster + Partners выполнят эти условия хотя бы частично, и даже на ответ на это письмо мало надежды. Однако эта история о проектировании аэропортов на нетронутой или даже заповедной природной территории для богатейшей части населения земли показывает сложность архитектурной деятельности, с одной стороны – с начала XX века неизменно стремящейся к прогрессу человечества (или хотя бы декларирующей это стремление), а с другой – вынужденной оставаться практически полностью зависимой от внешних инвестиций, то есть заказчика.