Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.07.2020

В прокат выходит антиутопия «Последние и первые люди»: с югославскими мемориалами-«спомениками» в кадре и Тильдой Суинтон в роли рассказчицы

Алина Измайлова

6 августа в прокат выходит лента «Последние и первые люди» – режиссерский дебют исландского композитора Йохана Йоханнссона, скончавшегося два года назад. Музыкант, сделавший успешную карьеру в Голливуде, успел снять философское эссе о неотвратимости смерти, конечности всего сущего и «всепобеждающей любви к своей судьбе». По сюжету, через два миллиарда лет Солнце начнет угасать, человеческая раса окажется на грани исчезновения, и все, что останется в мире – это фантастические бетонные глыбы. Роль «архитектурных статистов» исполнили мемориалы, построенные на территории бывшей Югославии в 1950-1990-х. Купить билет на фильм можно на сайте кинопрокатной компании A-One.

Монумент «Каменный цветок», Хорватия (1966). Скульптор Богдан Богданович. 
Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Монумент «Каменный цветок», Хорватия (1966). Скульптор Богдан Богданович. Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Изображение предоставлено кинопрокатной компанией A-One

Масштабный проект по созданию абстрактных мемориалов инициировал Иосип Броз Тито – так он хотел увековечить подвиг югославских партизан в Народно-освободительной войне и прославить победу Социалистической революции. Но со временем «споменики» превратились в символ несбывшегося объединения балканских народов, которым грезил югославский лидер, и неоднозначное напоминание о коммунистическом прошлом. Именно «споменики» стали главными (и по сути, единственными) героями фильма «Последние и первые люди». Картина идет 70 минут – люди ни разу не появляются на экране; только бетонные сооружения, сменяющие друг друга.
Монумент «Каменный цветок», Хорватия (1966). Скульптор Богдан Богданович. 
Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Монумент «Каменный цветок», Хорватия (1966). Скульптор Богдан Богданович. Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Изображение предоставлено кинопрокатной компанией A-One

За основу сюжета взят научно-фантастический роман 1930 года «Последние и первые люди: История близлежащего и далекого будущего», написанный британским философом Олафом Стэплдоном. Однако творение Йохана нельзя назвать настоящей экранизацией: интерпретация романа сводится лишь к закадровому чтению отрывков. В роли рассказчицы выступила актриса Тильда Суинтон. Героиня из далекого будущего предупреждает своих предшественников о предстоящей катастрофе. Впрочем, напоминает она, человечество на протяжении всей истории находилось в довольно шатком положении. «На любом из отрезков своего пути человечество могло погибнуть: из-за небольших изменений химического состава окружающей среды, из-за крайне вредоносного микроба, радикального изменения климата, многообразных последствий своей глупости или какого-нибудь космического явления», – рассуждает героиня. Кажется, нынешний год собрал все угрозы из этого списка.



В то время как Тильда Суинтон отстраненно читает текст, камера «препарирует» монументы, рассматривая их в упор, въедаясь в детали, или, наоборот, удаляется от объекта, пытаясь выхватить панораму. Движение камеры передает аскетичную, «внеземную» красоту монументов, слившихся с пустынным пейзажем, но ничто не выдает политический и социальный контекст этих сооружений.
Памятник Революции в Мославине, Хорватия (1967). Скульптор Душан Джамоня. 
Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Памятник Революции в Мославине, Хорватия (1967). Скульптор Душан Джамоня. Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Изображение предоставлено кинопрокатной компанией A-One

Элегичная музыка, написанная Йоханом, звучит на протяжении всего фильма; зачастую она берет на себя роль «второго рассказчика», «комментируя» происходящее на экране или вступая в диалог с героиней Тильды Суинтон. В музыке Йохана Йоханнссона удивительным образом сочетаются надежда и тревога – возможно, это отражение той самой красоты человеческого духа, о которой говорится в фильме, и «преданности силам жизни под натиском смерти» как его «величайшем достижении».
Памятник революции в Мославине, Хорватия (1967). Скульптор Душан Джамоня. 
Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Памятник революции в Мославине, Хорватия (1967). Скульптор Душан Джамоня. Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Изображение предоставлено кинопрокатной компанией A-One

Журналистам Йохан признавался, что хотел снять «что-то вроде реквиема». Он умер в 2018, и получилось так, что картина стала эпитафией самому композитору. За 48 лет жизни Йохан Йоханнссон успел выпустить десяток сольных альбомов, получить «Золотой Глобус» за саундтрек к байопику «Вселенная Стивена Хокинга» (2014) и найти «своего» режиссера – композитор написал музыку к трем фильмам Дени Вильнева. 
Мемориальный парк «Попина», Штулац, Сербия (1981) . Скульптор Богдан Богданович. 
Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Мемориальный парк «Попина», Штулац, Сербия (1981) . Скульптор Богдан Богданович. Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Изображение предоставлено кинопрокатной компанией A-One
Мемориальный парк в память жертв фашистского террора в Гаравице, Бихач, Босния и Герцеговина (1981). Скульптор Богдан Богданович. 
Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Мемориальный парк в память жертв фашистского террора в Гаравице, Бихач, Босния и Герцеговина (1981). Скульптор Богдан Богданович. Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Изображение предоставлено кинопрокатной компанией A-One
Мемориальный комплекс Кадиньяча, Сербия (1952). Скульпторы Миодраг Живкович и Александар Джёкич. 
Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Мемориальный комплекс Кадиньяча, Сербия (1952). Скульпторы Миодраг Живкович и Александар Джёкич. Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Изображение предоставлено кинопрокатной компанией A-One
Монумент воинам, погибшим во Второй мировой войне, Никшич, Черногория (1987). Скульптор Льюбо Войводич. 
Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Монумент воинам, погибшим во Второй мировой войне, Никшич, Черногория (1987). Скульптор Льюбо Войводич. Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Изображение предоставлено кинопрокатной компанией A-One
Мемориальный комплекс «Долина героев» у села Тьентиште в память Битвы на Сутьеске, Босния и Герцеговина (1974). Скульпторы Миодраг Живкович и Ранко Радович. 
Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Мемориальный комплекс «Долина героев» у села Тьентиште в память Битвы на Сутьеске, Босния и Герцеговина (1974). Скульпторы Миодраг Живкович и Ранко Радович. Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Изображение предоставлено кинопрокатной компанией A-One
Мемориальный комплекс Шушняр, Сански Мост, Босния и Герцеговина (1970). Скульптор Петар Крстич. 
Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Мемориальный комплекс Шушняр, Сански Мост, Босния и Герцеговина (1970). Скульптор Петар Крстич. Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Изображение предоставлено кинопрокатной компанией A-One
Памятник восстанию народа хорватских регионов Кордун и Бания, Петрова-Гора Хорватия (1981). Скульпторы Воин Бакич и Берислав Шербетич. 
Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Памятник восстанию народа хорватских регионов Кордун и Бания, Петрова-Гора Хорватия (1981). Скульпторы Воин Бакич и Берислав Шербетич. Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Изображение предоставлено кинопрокатной компанией A-One
Монумент воинам, погибшим во Второй мировой войне, Никшич, Черногория (1987). Скульптор Льюбо Войводич. 
Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Монумент воинам, погибшим во Второй мировой войне, Никшич, Черногория (1987). Скульптор Льюбо Войводич. Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Изображение предоставлено кинопрокатной компанией A-One
Памятник Революции в Мославине, Хорватия (1967). Скульптор Душан Джамоня. 
Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Памятник Революции в Мославине, Хорватия (1967). Скульптор Душан Джамоня. Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Изображение предоставлено кинопрокатной компанией A-One

Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Кадр из фильма «Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
Изображение предоставлено кинопрокатной компанией A-One