Мастерская MoDusArchitects завершила работу над оформлением въездных порталов на кольцевой дороге, соединяющей два города Южного Тироля – Брессаноне и Варну. Помимо порталов, архитекторы спроектировали подпорные стены, шумозащитные экраны, вентиляционные трубы и другие части проекта. Над ним студия работала с 2015, заказчиком выступил местный департамент инфраструктуры и транспорта.
Портал на выезде из Брессаноне. Проект оформления въездов объездной дороги Брессаноне-Варна
Объездной маршрут длиной 5 км построили в 2012 – чтобы «успокоить» трафик в центральных районах Брессаноне и Варны и уменьшить загрязнение воздуха автотранспортом. Месяц назад в непосредственной близости от центра Брессаноне появилась новая развязка – это тоже часть проекта КАД. Отрезок соединяет город с федеральной автомагистралью SS12, протянутой от Пизы до австрийской границы.
Портал на выезде из Брессаноне. Проект оформления въездов объездной дороги Брессаноне-Варна
С объездной дороги автомобилисты попадают на кольцевой перекресток и через короткий U-образный тоннель, минуя по пути два скульптурных бетонных портала, выезжают на дорогу Via Roma, ведущую прямо в исторический центр города.
Вентиляционная труба. Проект оформления въездов объездной дороги Брессаноне-Варна
Криволинейное входное отверстие тоннеля, обращенное на восток – своего рода попытка архитекторов отойти от «строгого функционального языка», на котором обычно «говорят» объекты инфраструктуры.
Портал на въезде в Брессаноне с южной стороны. Проект оформления въездов объездной дороги Брессаноне-Варна
Архитекторы постарались свести к минимуму влияние новых построек на окружающую среду – и визуально, и технически. Все компоненты в проекте, разработанном MoDusArchitects, стилистически приведены к «общему знаменателю», с учетом особенностей окружающего ландшафта.
Шумозащитный экран. Проект оформления въездов объездной дороги Брессаноне-Варна
Порталы из «голого» бетона, деревянные звукозащитные конструкции и вентиляционные трубы из кортеновской стали – одновременно и элементы дизайна, концептуально объединяющие разрозненные отрезки дорог, и маркеры, указывающие на пространственную границу между над- и подземными участками. Для реализации были выбраны простые и недорогие материалы и даже «строительный мусор»: так, заполнитель для бетонной смеси приехал с соседней стройплощадки в Восточных Альпах. Там сейчас копают тоннель, призванный соединить Италию и Австрию. Итоговая длина Бреннерского тоннеля составит 55 км.
Шумозащитный экран. Проект оформления въездов объездной дороги Брессаноне-Варна
Вероятно, проект в Больцано поможет восстановить права архитекторов на полноценное участие в крупных инфраструктурных проектах. Маттео Сканьоль, со-основатель MoDusArchitects, сетует, что представителей их профессии в Италии буквально «выдавили из процесса», и напоминает, что основные проблемы, на которых нужно сфокусироваться и итальянским архитекторам, и итальянским чиновникам – «высокая плотность населения и многослойность исторического и природного контекстов». В противоположность прочим дорожным комплексам, построенным в стране за последние десять-двадцать лет, проект кольцевой дороги в Южном Тироле «основан на тщательно взвешенных решениях, учитывающих важность дизайна на всех уровнях».