Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.07.2020

Феликс Новиков: ответ Сергею Кузнецову

Феликс Новиков

Ответ на ответ главного архитектора Москвы, опубликованный на прошлой неделе.

Дорогой Сергей Олегович!

Искренне благодарен Вам за ответ. За открытость и тональность. Я все понимаю и столь же искренне сочуствую Вам и коллегам, работающим в сложившихся обстоятельствах. Но Вы правильно заметили – в чем-то архитекторы сами виноваты. Расскажу интересную притчу, точно отвечающую этому сюжету.

В некотором царстве архитектор получил заказ на строительство великолепного дворца. Взялся мастер за дело и тут же столкнулся с тем, что ни шага ступить не может без царской на то грамоты. Ни людей нанять, ни лес повалить, ни материалы закупить. И всякий раз останавливали его царские визири – то главный визирь, то визирь-лесничий и вновь к повелителю за грамотой направляли. А царь либо на охоте пропадает, либо свадебным пиром занят. И так полсрока в ожидании грамот пропало.

Наконец, когда дворец был уже под крышей, пожелал зодчий у заморских купцов ковры приобрести. И тут вновь остановил его визирь по заморской торговле. Бросился мастер опять в ноги царю.
– Что тебе еще нужно? – недовольно спросил царь.
– Я и сам не знаю, – ответил архитектор.
Повелитель рассвирепел:
– Тогда чего же ты хочешь?
– Дай мне такую грамоту, чтобы заранее все было позволено. Все, что потребуется.
– Уж не хочешь ли ты быть царем? – грозно спросил повелитель.
До срока оставалось всего два дня, и архитектору уже нечего было терять. Он ответил бесстрашно:
– Я хочу быть царем в своем деле!

Такое было возможно в советское время. Советский архитектор считал себя представителем интересов государства в своей профессии. И мог опираться на поддержку профессиональной власти всех уровней, включая союзную – Госкомархитектуру, Союз Архитекторов, имевший тогда больший общественный вес, чем теперь, на профессиональную солидарность, какой нынче нет. И было еще одно важное обстоятельство – заказчик не платил из кармана.

Мы были «царями», строя Дворец пионеров, во всем ощущая доверие заказчика, ЦК ВЛКСМ. Нам позволялось даже ломать то, что получалось неудачным. Мы «царями» строили ансамбль центра Зеленограда, опираясь на поддержку министра электронной промышленности Александра Шокина и столичной власти. Такое же положение было и в других проектах, в частности, узбекских.

МИЭТ. Московский Институт Электронной Техники в Зеленограде. 1971. г. Арх. Ф. Новиков, Г. Саевич, инж. Ю. Ионов. фото 2018 г. Имеет статус объекта культурного наследия
МИЭТ. Московский Институт Электронной Техники в Зеленограде. 1971. г. Арх. Ф. Новиков, Г. Саевич, инж. Ю. Ионов. фото 2018 г. Имеет статус объекта культурного наследия

Но были и конфликты – с членом политбюро, главным коммунистом Москвы Виктором Гришиным на Тургеневской, который по счастью был своевременно уволен Горбачевым. И все бы было как надо, если бы Лужков не оштукатурил красногранитные фасады и коллега Дмитрий Солопов не изуродовал комплекс.

Собственно говоря, Дворец пионеров и нынче является государственным заказом. И был бы им, если бы не одно новомодное обстоятельство. Я позволю себе кратко его сформулировать. Теперь на всех уровнях управления – сверху донизу – каждый управленец считает себя собственником того, чем управляет.

Достаточно одного примера. Сложившиеся обстоятельства заставили победителя конкурса на застройку Софийской набережной Сергея Скуратова передать другому архитектору проектирование фасадов. Его победа была «обнулена».
Ф.А. Новиков, подпись

18.07.2020
мнение редакции может совпадать,
а может и не совпадать с позицией автора