Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.07.2020

Никита Асадов: «Теперь везде: и дома, и в офисе, и в пути я работаю достаточно эффективно»

Ярославна Солгалова

История архитектурного карантина, или как бюро Асадовых приспособилось к пандемии.

Как период изоляции повлиял на работу архитектурного бюро, насколько сложно было отказаться от офиса и слаженно работать из дома, и как проходят постпандемические форумы урбанистов онлайн? Об этом накануне дня Development 2.0 на VII Форуме Живых городов «Время созидателей» мы поговорили с архитектором «Архитектурного бюро Асадова» Никитой Асадовым.

Никита Асадов, Архитектурное бюро Асадова
Никита Асадов, Архитектурное бюро Асадова
Фотография предоставлена проектом «Живые города»

Как карантин повлиял на работу вашего бюро?

Карантин на нас повлиял, с одной стороны, как и на всех – негативно, а с другой стороны в чём-то даже хорошо. Прежде всего, удалось отладить процессы с работой из дома. Мы и раньше практиковали подобный вид занятости, но сейчас удалось сделать это на качественно новом уровне.

Тяжело ли было перейти на удалённый график? Как теперь выглядит ваш офис?

Для нас это был легкий и очень естественный процесс. Ещё год назад мы перешли на частично-удаленную занятость. Для нас нормой стало работать из дома. Нужно было только протестировать данный формат в условиях, когда полностью весь офис работает из дома, соответственно, увеличить пропускную способность сети, настроить работу сервера. Для нас это не стало критическим моментом, хотя для адаптации понадобились около двух недель. Интересно, что в офисе все осталось точно так же, только рабочие места не заняты. Максимум здесь находится сейчас до 7 человек, и проходят встречи по необходимости.

Как изменилась коммуникация с клиентами и коллегами?

Я бы сказал, что коммуникация с клиентами почти не изменилась. Единственное – стало чуть проще, так как у вебинаров есть четкий график, появилась ценность времени и структурность общения. Сократилось время переговоров. С коллегами также перешли в формат вебинаров, так как синхронизация нужна время от времени. С другой стороны, мы уже давно обсуждаем все текущие проекты в мессенджерах. Практика показывает, что это довольно эффективно: многие вопросы можно решить визуально, текстом или в режиме вебинара.

Основные советы тем, кто ещё не смог адаптироваться к удаленному графику работы?

Первый совет: понять какие преимущества имеет удалённая работа. Например, изначально мы перешли на удалённую работу с нашими студентами. В первую неделю было очень тяжело. Привыкали. Потом мы начали понимать плюсы. Меньше времени уходит на дорогу. Появились те же Zoom-лекции, на которые можно пригласить различных архитекторов. Второй совет: почувствовать, попользоваться всеми инструментами, выбрать подходящие. Наконец, третий: найти, как совмещать удалённую и обычную работу в офисе.

А как проходит карантин лично у вас?

Главный плюс для меня в том, что удалось настроить работу из дома настолько же эффективно и комфортно, как если бы я находился в офисе. Теперь везде: и дома, и в офисе, и в пути я работаю достаточно эффективно. Благодаря карантину этот переход произошел быстрее. Долгое время у меня просто руки не доходили до этой задачи.

Что самое радостное или интересное случилось за время самоизоляции в вашей компании?

Мы начали проводить совместные обеды онлайн. Находясь на изоляции, мы в какой-то момент поняли, что нам не хватает общения и придумали формат встреч «за обедом» на полчаса. То, что раньше в офисе давало возможность пообщаться с коллегами не только по проекту и текущим задачам, а неформально, можно сказать, вживую, но через интернет. Это выглядит довольно забавно, но придает коллегам бодрости в середине дня. И такая новая традиция у нас зародилась практически сама собой.

Планируете ли менять что-то в работе после окончания карантина?

Сейчас мы как раз занимаемся осмыслением этого опыта, стараемся понять все его плюсы и минусы, всерьез задумываемся о переводе части сотрудников на постоянную удалённую работу и начинаем думать, так ли нам нужен большой офис, или можно его уменьшить. Большая часть сотрудников может работать удаленно из дома и не хочет возвращаться в офис, оценив все преимущества.

В каких пост-пандемических событиях вы планируете принять участие и почему?

Уже завтра у нас будет активный день Development 2.0 на VII Форуме Живых городов «Время созидателей». Мы собрали экспертов из близких нам сфер, таких как архитектура, мастер-планирование, девелопмент и развитие территорий. Мы будем обсуждать практически завтрашний день девелопмента. Что происходит в настоящий момент, какие есть интересные и нестандартные практики, и что нового появляется в этой сфере.

Форум абсолютно не похож на другие. Он полностью открыт для доступа желающих. Все лекции будут записаны и выложены на youtube-канале сообщества. Есть возможность и просто послушать разных спикеров, и деятельно поучаствовать, прокачать себя в новых направлениях. Это нечто среднее между форумом, образовательной программой и воркшопом. Ты можешь лично задать вопрос и услышать неожиданные мнения профессионалов. Плюс у него совершенно нестандартная для форума длительность: вместо максимум недели – 49 дней.

Что для вас станет ощутимым результатом форума?

Для меня самое главное – это плодотворный обмен и в какой-то степени синхронизация смыслов и мнений. То есть это увеличение знаний экспертов сообщества, с одной стороны, и расширение коллективного знания через участников форума и неожиданные находки в процессе общения – с другой. Остальные результаты – это уже побочный продукт: совместные проекты, инициативы, которые рождаются во взаимодействии, если оно будет плотным и интересным.

Я планирую участвовать и в других днях форума, потому что мне всегда интересно наблюдать за развитием сообщества «Живые города». В последнее время я избрал тактику случайного участия в событиях и, как правило, происходит эффект интегрального понимания самого себя и эффект неожиданности от синхронизации разных направлений.