Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.
Конкурс eVolo проводится ежегодно начиная с 2006. Задание – всегда максимально гибкое: придумать необычное высотное здание, «устойчивое», новаторское с архитектурной и градостроительной точки зрения, с прогрессивной программой. В результате появляются проекты, которые легче представить в фантастических романах, чем в реальной жизни. Это ставит перед жюри, в которое в этот раз входил Юрген Майер, особенно сложную задачу. Эксперты ее, очевидно, решали, оценивая в первую очередь «полезность» и актуальность проекта – об этом говорят работы, занявшие призовые места.
Кроме трех победителей, было определено 22 обладателя поощрительных премий. Всего на конкурс было подано 473 работы.
Д. Ли, Гэвин Шень, Вэйюань Сюй, Синьхао Юань (Китай)
Предоставлено eVolo
Предоставлено eVolo
Небоскреб состоит из быстровозводимой стальной конструкции (на ее сборку должно уйти не больше пяти дней) и функциональных блоков заводского производства. Башню строят в месте, пораженном эпидемией, чтобы обеспечить всех заболевших койкоместами. Конкретный набор блоков определяют медицинские работники в зависимости от особенностей эпидемии.
Второе место
«Природа по принципу равенства: вертикальный парк для городов»
Юйтянь Тан, Юньтао Сюй (США)
Предоставлено eVolo
Предоставлено eVolo
В городах часто не хватает природных зон, а небоскребы, как правило, предназначены только для самых состоятельных граждан. Проект решает сразу обе эти проблемы. Это искусственный «горный ландшафт», по которому можно гулять, поднимаясь наверх по зигзагообразному маршруту. Он открыт всем желающим: попасть на вершину может любой, у кого хватит сил, а не только миллионер.
Третье место
«Прибрежный волнолом: вертикальное поселение в Сенегале в условиях растущего уровня океана»
Город Сент-Луис в Сенегале расположен на острове в устье реки Сенегал, на границе с Мавританией. Жители занимаются рыболовством и страдают от постоянных конфликтов по поводу разграничения зон ловли рыбы между двумя государствами. Вторая проблема – растущий уровень мирового океана, заставляющий их перебираться дальше от берега. Чтобы помочь сентлуиссцам, архитекторы предлагают построить там свайное модульное жилье с деревянным арочным каркасом, напоминающим о местной традиционной архитектуре.
Поощрительные премии
Избранные работы
«Буровой водо-скреб: электростанция и подземный центр переработки»
Авторы предлагают способ разработки гидрата метана как «топлива будущего» в глубоководных частях мирового океана. Трещины, появившиеся в результате добычи гидрата в морском дне, предлагается закрывать способом 3D-печати из пластикового мусора, которым полны моря нашей планеты.
«Башня Boeing 737 Max»
Виктор Уго Асеведо, Чэрил Лу Сюй (США)
Предоставлено eVolo
Предоставлено eVolo
Самолеты новой модели Boeing 737 Max простаивают после нескольких катастроф, показавших их ненадежность. Вероятно, их недостатки невозможно будет исправить, и они никогда больше не взлетят. Проект предлагает использовать хранящиеся в ангарах в городе Викторвилл лайнеры для строительства в расположенном недалеко округе Лос-Анджелес специализированного жилья для не имеющих крова ветеранов вооруженных сил.
Именно ветераны составляют значительную часть постоянно растущего бездомного населения этой агломерации. Им будет предложено не только жилье на основе прочных и хорошо изолированных самолетных корпусов, но также психологическая поддержка и возможность получения профессионального образования.
«Корне-скреб: терраформирование вечной мерзлоты»
Ким Бомсу, Ким Санхун (Южная Корея)
Предоставлено eVolo
Предоставлено eVolo
Если процент парниковых газов в атмосфере продолжит расти, сотни миллионов и даже миллиарды людей станут «климатическими беженцами» к концу XXI века: из-за потепления климата почти треть суши превратиться в пустыню, а плотно заселенные прибрежные районы окажутся под водой. Уже в 2018 из 28 млн беженцев на планете 18 млн были именно «климатическими».
Авторы проекта отмечают, что при этом Сибирь, а также зоны вечной мерзлоты на Дальнем Востоке и в европейской части России обретут «идеальный климат», поэтому там можно будет разместить этих беженцев. Однако специфическое геологическое строение территорий вечной мерзлоты при ее таянии потеряет стабильность, а выходящие при этом на поверхность метан и углекислый газ ускорят глобальное потепление. Поэтому там необходимо терраформирование, то есть превращение этого региона в подходящий для жизни человека.
Вместо клиньев тающего льда в многоугольную решетчатую структуру вечной мерзлоты предлагается вставить башни-корни, которые не только удержат пласты почвы и породы на месте, но и вместят на площади в 1,4 км2 около 60 000 человек, смогут очищать воду и воздух, а также работать как электростанции, улавливая метан из почвы до того, как он поступит в атмосферу.
«Углеродная вата»
Адхам Синан Абдалла Хамидат (Западный берег реки Иордан)
Предоставлено eVolo
Предоставлено eVolo
Сооружение должно стать символом надежды и конкретных действий по борьбе с загрязнением окружающей среды, которое часто угрожает – к примеру, в виде смога – жизни и здоровью людей. Бездействие властей, которые, по мнению автора проекта, могли бы обратиться к технологии захвата CO2 из воздуха, составляют сопутствующую проблему. Именно с помощью такого процесса захвата и формируется «вата» этого сооружения, наглядно демонстрируя количество углекислого газа в атмосфере и эффективность этого метода.
Сооружения в виде огромных колес придуманы для борьбы с наводнениями, особенно теми, где поток насыщен грязью и потому более разрушителен (но все же не становится селем). По замыслу авторов, колеса извлекут из потока попавших туда животных и крупный мусор, а также очистят поток от грязи, отфильтровывая ее и превращая в шары из глины, которые легко хранить и перемещать.