Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
В 2020 мы отмечаем 250 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена. К масштабным торжествам готовились загодя, в том числе – выбирая новый проект концертного зала в его родном городе Бонне. Но текущие события сбили праздничный график концертов и спектаклей, поэтому премьера «Фиделио» в Театре ан дер Вин стала исключительно телевизионным событием: запись, специально сделанную во время репетиции, показали по национальному телевидению Австрии ORF в прошлую пятницу.
Постановка «Фиделио» в Театре ан дер Вин. 2020. Сценография архитекторов Barkow Leibinger
С одной стороны, такой поворот – это большое разочарование для создателей спектакля и любителей музыки, с другой – на премьере «присутствовало» почти 380 000 телезрителей, каждый из которых смог оценить постановку во всех подробностях изображения и звука. Запись доступна до 27 марта на сайте телеканала (россиянам понадобится VPN), в любое время – на платном ресурсе MyFidelio или же в других частях Интернета.
Постановка «Фиделио» в Театре ан дер Вин. 2020. Сценография архитекторов Barkow Leibinger
Естественно, восприятие из зрительного зала всегда отличается от видеозаписи, однако сдержанная сценография Barkow Leibinger (за проект отвечал партнер Фрэнк Баркоу, Frank Barkow, ГАП – Антье Штекхан, Antje Steckhan) выглядела на экране явно не хуже, чем вживую. Это бесконечная лестница, напоминающая работы М.К. Эшера, стала универсальным пространством для не менее универсального сюжета «Фиделио» – про неволю и свободу.
Постановка «Фиделио» в Театре ан дер Вин. 2020. Сценография архитекторов Barkow Leibinger
Ступени дали возможность для разнообразных мизансцен, продуманных Кристофом Вальцем, который также позаботился о том, чтобы солистам было удобно петь – редкость для «режиссерской оперы» нашего времени. Лестница позволила артистам эффектно появляться и исчезать, а у зрителей создала массу ассоциаций – от очевидных подъема и спуска до диафрагмы кинокамеры, пещеры-убежища, лабиринта, безысходности и угрозы, но также и предвестия перемен. Британский кинооператор и художник по свету Генри Брэйем (Henry Braham) использовал декорацию как задник для собственного замысла – скажем, в ключевой момент лестница становится похожа на крылья – возможно, голубя мира или «ангела Леоноры», который видится умирающему в тюрьме ее мужу Флорестану, хотя этот эпизод появился в окончательной, третьей версии оперы, в то время как Театр ан дер Вин давал гораздо более редкую вторую, 1806 года.