ОАО «Моспроект»
Мастерская №22
Руководитель мастерской А.Д. Меерсон
Архитекторы: А.Д. Меерсон,
В.В. Воронова, Н.Б. Зайончковский,Е.А. Колесникова
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
О смерти Андрея Меерсона сообщил вчера, 29.01.2020, на своей странице в facebook Сергей Скуратов: «Сегодня в возрасте 89 лет, не дожив 2-х месяцев до 90, прожив долгую и творчески насыщенную жизнь, в Америке умер замечательный архитектор, мой учитель и наставник, интеллигентнейший и добрейший человек – АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ МЕЕРСОН, автор «Лебедя», дома на БЕГОВОЙ и других прекрасных построек советского модернизма и необрутализма».
Архитектор Андрей Меерсон известен прежде всего как мастер модернизма, руководитель одной из «магистральных» мастерских Моспроекта-1 – мастерской №22, которой была поручена работа с одним из важнейших, если не самым главным, из московских «лучей» – северным: Ленинградским и Фрунзенским районами и районом Химки-Ховрино, – дорогой международный аэропорт Шереметьево.
ЖК «Лебедь», появившийся в начале 1970-х между Химкинским водохранилищем и Ленинградским шоссе, Анна Броновицкая и Николай Малинин назвали в своем путеводителе по советскому модернизму «одной из самых удачных попыток создания нетиповой жилой архитектуры из типовых элементов» [М., 2016. С. 136]. Его можно, наверное, считать одним из состоявшихся опытов борьбы с типизацией в поиске комфортного городского жилья: в стилобате было размещено множество общественных функций, от яслей до библиотеки, под землей парковка, жилые башни приподняты еще выше на ногах-опорах, эксплуатируемая кровля стилобата заменяет двор. Разворот домов и опоры в нижнем ярусе делают проницаемым вид от шоссе в сторону водохранилища.
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе. Проект. Изображение из журнала «Строительство и архитектура Москвы», №1/1968
Предоставлено Михаилом Князевым
Другой знаковый проект Андрея Меерсона был реализован чуть позднее – к 1978 году, на пересечении Ленинградки и нынешнего Третьего Транспортного кольца, и известен как дом на Беговой или дом на ножках. Наверное, это самый эффектный дом на ножках в Москве – остальные выглядят менее скульптурными и более типовыми. Опоры первого этажа, как и несомое ими трапециевидное основание дома, отлиты из бетона с сохранением фактуры досок опалубки, имеют заостренный книзу силуэт, что делает – даже для тех, кто разглядывает дом из машины, едущей по ТТК, похожим на какое-то насекомое, то ли многоножку, то ли все-таки кузнечика. Овальные лестничные башни, как неоднократно было замечено, придают дому сходство с крепостью, как и «чешуйчатая» укладка панелей внешних стен «внахлест». Словом, если «Лебедь» – результат функционального и типологического эксперимента, дом на ножках – пример очень образного, пластичного подхода к архитектуре.
За время своей работы Андрей Меерсон спроектировал около 500 зданий, а построил порядка 200. В 1992 году он создал ПТАМ – персональную творческую мастерскую «Меерсон с партнерами», затем, совместно с Викторией Вороновой, основал «Архитектурную компанию Меерсон & Воронова». Среди самых известных построек этого периода – «Ритц Карлтон» в начале Тверской улицы на месте гостиницы «Интурист», работа над которым началась в 1991 году с реконструкции гостиницы «Националь» (1992-1995, А. Меерсон, И. Федоров, Ю. Сафронов) и здание «Арарат парк Хайат» на Неглинной (1999-2003).