Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.01.2020

Безопасность в строительстве: игры, дроны и пояс

Алина Измайлова

Рассказываем о новейших разработках и идеях, обсуждаемых в США.

В списках самых опасных сфер деятельности строительство, как правило, занимает первые строчки. К примеру, в России в 2018 больше 20% несчастных случаев со смертельным исходом на производстве произошли именно на стройплощадках. Похожую цифру называют и в США: стройка унесла жизни 1008 человек, или 21% от общего числа погибших на производстве. Словом, хотя при входе на стройку всех обязывают надевать каски, отрасль остается одной из самых опасных. Впрочем, опасность, как известно, могут представлять и давно построенные, но не поддерживаемые в хорошем состоянии здания. Разумеется, пресловутая каска, страховка, техника безопасности на стройке и своевременный ремонт на улице многое решают. Между тем, современные технологии рождают новые идеи и подходы к борьбе с травматизмом. Несколько таких идей – ниже. 


Игры для обучения технике безопасности
Разработчик Simcoach из Питтсбурга на протяжении 15 лет создает обучающие игры и мобильные «тренажеры». В соавторстве с Ассоциацией строителей Западной Пенсильвании (Constructors Association of Western Pennsylvania, CAWP) компания выпустила серию игр, предназначенных для повышения безопасности труда в строительстве. Все они, кстати, распространяются бесплатно. Так, одна из разработок под названием Harness Hero («Герой СИЗ»; Android, iOS) учит правильно пользоваться средствами защиты для работы на высоте. Игрок должен выбрать страховочное оборудование, убедиться, что на нем нет повреждений, ржавчины и других «неисправностей» – все как в жизни, за исключением одного: чтобы завершить миссию, персонаж должен спрыгнуть с крыши. Если проверка прошла благополучно и герой избежал столкновения с землей, задание считается пройденным.



В играх серии Lift Coach («Инструктор по подниманию тяжестей») перед игроками стоит другая задача – переместить коробку со строительным материалом из одной точки в другую, причем сделать это правильно. В противном случае персонаж рискует получить травму – сломанное запястье, ушиб ноги или что похуже. В первом варианте (Android, iOS) пользователи управляют персонажем, который переносит коробки вручную, и в случае необходимости корректируют его движения. Во второй игре (Android, iOS) нужно заранее спланировать весь маршрут «операции», при этом не возбраняется обращаться за помощью к коллегам и пользоваться подъемным оборудованием.

В коллекции Simcoach есть симулятор (Android, iOS), обнаруживающий риски, связанные с использованием лестниц на стройке. Игрок должен выбрать подходящую лестницу, удостовериться в ее целостности, проверить, правильно ли она закреплена, и нет ли поблизости линий электропередач.
Site Coach: Ladder Safety Construction. Игра разработана компанией Simcoach
Site Coach: Ladder Safety Construction. Игра разработана компанией Simcoach
Изображение с сайта play.google.com

Основательница компании Simcoach Джессика Трайбас (Jessica Trybus) считает, что у геймификации есть одно ключевое преимущество, неподвластное традиционным методам обучения: игра не надоедает. Работник, оттачивая навык, может проходить один и тот же уровень снова и снова, не теряя при этом интереса к процессу.

Пояс, вибрирующий при приближении тяжелой техники
Невадский университет в Лас-Вегасе при поддержке Центра исследований и обучения в строительной индустрии (Center for Construction Research and Training, CPWR), в свою очередь, придумал специальный пояс, который начинает вибрировать при приближении опасного объекта – тяжелой строительной техники. В зависимости от ситуации моторчики, прикрепленные к поясу, подают сигналы различной интенсивности и продолжительности. Задача владельца пояса – расшифровать это «послание», тогда он сможет определить местонахождение объекта, уровень опасности, которую тот представляет, и тип оборудования. Мини-моторы получают сигналы от системы оповещения, установленной на ноутбуке или мобильном устройстве – именно она контролирует все транспортные средства на площадке.
Расположение вибромоторов на поясе © 2019, CPWR-The Center for Construction Research and Training
Расположение вибромоторов на поясе
© 2019, CPWR-The Center for Construction Research and Training
Расположение вибромоторов по схеме 4-2-4 (вариация)
 © 2019, CPWR-The Center for Construction Research and Training
Расположение вибромоторов по схеме 4-2-4 (вариация)
© 2019, CPWR-The Center for Construction Research and Training
Участник эксперимента © 2019, CPWR-The Center for Construction Research and Training
Участник эксперимента
© 2019, CPWR-The Center for Construction Research and Training

Нательное устройство пока находится на стадии прототипа, однако первые полевые испытания оно уже прошло. Во время эксперимента всем участникам закрыли глаза и уши. Несмотря на эти ограничения, с помощью вибрирующего пояса испытуемые смогли указать местонахождение угрозы с 95-процентной точностью.

По предварительным оценкам, один комплект будет стоить около 50 долларов.

Дроны для наблюдения за состоянием зданий
В это время в Нью-Йорке дронам хотят поручить надзор за состоянием зданий. Идею продвигает член городского совета от Бруклина Джастин Брэннан, его поддерживает президент этого округа-боро Эрик Адамс. К этому решению чиновников подтолкнул несчастный случай, унесший жизнь 60-летней Эрики Тишман – довольно известного нью-йоркского архитектора. В декабре прошлого года на женщину упал осколок скульптуры с одного из домов недалеко от Таймс-сквер. По всей видимости, фрагмент оторвался от фасада на уровне 15-го этажа. Эрика Тишман погибла на месте.
Дрон рядом со зданием
Дрон рядом со зданием
Автор Ted Eytan. Лицензия CC BY-SA 2.0

Журналисты и общественность уверены, что трагедии можно было избежать. Так, газета The New York Post сообщает, что владелец дома на Седьмой авеню должен был заняться его восстановлением еще в октябре 2018 года, но к работам так и не приступил, за что ему в апреле 2019-го выписали штраф в размере 1250 долларов. Собственник штраф оплатил, но ремонтировать объект не стал. Журналисты также отмечают, что, несмотря на ветхое состояние постройки, рядом с ней не было защитного навеса, который бы обеспечил безопасность пешеходов. В Нью-Йорке такие конструкции в обязательном порядке устанавливают во время проведения ремонтных, строительных работ или если сооружение представляет угрозу для жизни и здоровья горожан.

Сейчас Джастин Брэннан работает над текстом законопроекта, который позволит квадрокоптерам беспрепятственно летать над Нью-Йорком и осуществлять технадзор. Суть документа в следующем: беспилотник должен будет отправиться на осмотр объекта не позднее 48 часов после того, как жалоба поступит в местную справочную службу 311 или в Управление городскими зданиями. «Новая законодательная инициатива <...> сделает архитектурный аудит более выгодным, сэкономит владельцам домов и городу миллионы долларов, – уверен президент округа Бруклин Эрик Адамс, – она позволит нам убрать защитные навесы, которые зачастую находятся долгие годы [на одном месте]. И самое главное – это убережет жителей Нью-Йорка [от новых трагедий]».
Отметим, что на данный момент полеты дронов в Нью-Йорке формально разрешены, однако существует такое количество ограничений, что практически нереально использовать беспилотник, не нарушив при этом хотя бы один закон.