В конкурсе на концепцию застройки квартала в историческом центре Белгорода – два победителя и один призер. Это Citizenstudio, Semrén & Månsson и Максим Атаянц. Представляем все три проекта.
Конкурс был объявлен администрацией Белгорода в мае и был посвящен проектированию ЖК в самом центре города, между зданием правительства области и местом, где до 1920-х годов находился Троицкий собор, на территории третьей Белгородкой крепости, от которой, впрочем, сохранилось только воспоминание и одна «восстановленная» деревянная башня-памятник. В остальном окружающая застройка состоит из послевоенных жилых домов: уютных двухэтажных вдоль Троицкого бульвара и более крупных, 4-этажных, по проспекту Славы. Новый квартал планируется разместить в глубине территории, между зданием белогородской митрополии и пешеходной улицей 50-летия области.
От участников конкурса ждали такое планировочное и архитектурное решение квартала, которое отвечало бы всем современным требованиям к комфортной городской среде. Необходимо было предусмотреть качественные дворовые и общественные пространства, продумать пешеходные связи, создать необходимую инфраструктуру.
Состязание проходило в два этапа: квалификационный отбор и собственно разработка проектов командами-финалистами. В тройку лучших вошли бюро Citizenstudio, Semrén & Månsson и Архитектурная мастерская Максима Атаянца. По условиям конкурса, проект победителя планировалось реализовать, но победителями признали сразу двоих участников – Citizenstudio и Semrén & Månsson. Что будет дальше – не сообщается. А мы пока представляем проекты всех финалистов.
Citizenstudio
Концепция жилой застройки центрального квартала Белгорода
Суть концепции Citizenstudio ясна из ее названия – «Четыре двора». Среди ключевых тезисов проекта: дворы комфортного городского масштаба, постепенное повышение высотности зданий (от 2 до 20 этажей), внутриквартальные пешеходные связи, единое общественное пространство, возможность поэтапной реализации.
Концепция жилой застройки центрального квартала Белгорода. Генеральный план
Архитекторы стремились максимально деликатно вписать свои четыре двора в существующий контекст центральной части города. Малоэтажная застройка первой линии не спорит с масштабом исторических зданий, а вальмовые кровли выходящих на Свято-Троицкий бульвар зданий подчеркивают органичность современного вмешательства. Высотность домов повышается к центру квартала, и самые высокие из них оказываются наименее заметными. Объединить новые постройки с существующими призвана и облицовка выходящих на бульвар домов светлым камнем. Фасады зданий второй линии – кирпичные.
Четыре лота/двора пронизаны пешеходными связями, на пересечении которых образуется небольшая внутриквартальная площадь. Жители квартала, находясь прямо в сердце города, смогут чувствовать себя уединенно благодаря закрытым дворам и тихому, защищенному от шума и суеты общественному пространству.
Концепция жилой застройки центрального квартала Белгорода
Этот проект посвящен поиску оптимального баланса между приватностью и публичностью. Архитекторы постарались одновременно обеспечить жителей квартала личным пространством, а всех горожан – новыми возможностями для прогулок, отдыха и общения.
Концепция предполагает: бережное отношение к архитектурному наследию, уплотнение сети городских пешеходных улиц и бульваров, формирование замкнутых безопасных жилых дворов без автомобилей, использование особенностей рельефа для создания общественных пространств.
Концепция жилой застройки центрального квартала Белгорода. Генеральный план
Высотность зданий меняется от периметра к центру участка с 8 до 20 этажей. Кровли – активно эксплуатируемые. Цветовая гамма и текстура фасадных материалов подбирались с учетом местного контекста: в регионе добывают известняк, мел и песок.
Все стоянки «спрятаны» под землей – так территория квартала полностью освобождается от движения личного транспорта. Благодаря перепадам рельефа, архитекторам удалось создать вертикальное зонирование – общедоступные и приватные зоны расположены на разных уровнях.
Концепция жилой застройки центрального квартала Белгорода
Миссия третьего проекта, который жюри отметило как финалиста конкурса – «закрепить историческую память о наследии» Белгорода, города Засечной черты. Участок занимает примерно четвертую часть территории бастионных укреплений третьей крепости Белгорода, и в значительной степени совпадает с прямоугольником митрополичьего двора, впоследствии Троицкого монастыря, что хорошо видно из наложения планов (см. заметку краеведа и статью археолога).
Концепция жилой застройки центрального квартала Белгорода. Наложение плана XVIII в. и территории проектирования
И хотя от белгородской крепости не осталось практически ничего, а от Троицкого собора (1690-1707) только контуры лепесткового плана на площади к юго-западу от рассматриваемого участка, – Максим Атаянц, в память об исторических укреплениях, превратил свой вариант ЖК в подобие крепости с двумя контурами: внутренний дом, высокий, 12-этажный, представляет собой замкнутый прямоугольный контур с арками, трактованный как «детинец», внешний – крупную П-образную рамку 7-этажной высоты, «крепость».
Концепция жилой застройки центрального квартала Белгорода
Вместе здания приобретают силуэт горы, что усилено рельефом и множеством лестниц, открывающихся через высокие арки. Территорию между внешним и внутренним домом Максим Атаянц предлагал превратить во «внутреннюю пешеходную зону отдыха «светлый сад», закрытый для проезда машин, но с полуподземной трехуровневой парковкой под ним. В «саду» было предложено посадить плодовые деревья и разместить частные палисадники жителей первых этажей. «Сад» планировался как открытый для горожан, с прогулочной галереей и общественной зоной в северной части.
Предложенная архитектура напоминает здания 1930-х годов, созвучные окружающей послевоенной застройке. Вариант спокойной классики с горизонтальными полосами руста, балконами и эркерами, фронтонами, вальмовыми кровлями и чередой лестниц в арочных проемах может напомнить как дом Военно-инженерной академии архитектора Ильи Голосова на Покровском бульваре, так и дом Моспроекта-3 на Садовом кольце недалеко от Яузы. Безусловно привлекательную часть проекта, помимо исторических аллюзий, составляет «фирменная» графика Максима Атаянца, хотя, по собственному признанию автора, он сам остался не очень доволен результатом.
Концепция жилой застройки центрального квартала Белгорода