Какой в идеале должна быть транспортная модель крупного города? Что общего имеют улично-дорожные сети Москвы и Парижа? Как избежать ошибок при прогнозировании транспортного спроса? Об этих и других вопросах шла речь на Международной научно-практической конференции «Стандарты транспортного моделирования», которую организовал ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» при поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы и содействии Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Фотография предоставлена пресс-службой «НИ и ПИ Градплан города Москвы»
В конференции участвовали свыше 200 специалистов из более чем 20 регионов страны, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Крым, Татарстана, Чувашии, Удмуртии, Красноярского, Краснодарского и Приморского края. Присутствовали эксперты ведущих московских научно-исследовательских и проектных институтов: Институт Градостроительного планирования города Москвы, НИУ ВШЭ, НИИАТ, института Генплана Москвы, МосТрансПроекта и других.
– Моделирование транспортной системы города является одним из ведущих направлений научно-исследовательской работы Градплана, – отметила директор ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» Дина Саттарова. – По поручению Москомархитектуры специалисты института разработали «Методические рекомендации по созданию и использованию транспортных моделей для прогноза транспортных и пассажирских потоков при разработке документов градостроительного проектирования города Москвы». Применение этой методики позволит оптимизировать процесс принятия решений в сфере транспортного обслуживания населения, а также повысить надежность оценки существующего и прогнозируемого уровней транспортной обеспеченности населения и потенциала территорий.
С предложенной институтом унификацией подходов к моделированию транспортного спроса в процессе градостроительного проектирования участников конференции познакомил начальник отдела научных исследований транспортной инфраструктуры и моделирования Градплана Леонид Барышев.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Владимир Луговенко подробно рассказал о нормативном регулировании деятельности в области транспортного моделирования.
Своими разработками, а также опытом практического использования транспортных моделей поделились эксперты различных московских и зарубежных научно-исследовательских и проектных институтов. В частности, первый заместитель ГБУ «МосТрансПроект» Александр Герасимов в своем выступлении рассказал о том, как используются методы транспортного моделирования при организации маршрутной сети в российской столице, а советник Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Дмитрий Немчинов познакомил гостей с формами их применения для оценки качества транспортного обслуживания.
Огромный интерес участников конференции вызвали выступления ведущих европейских аналитиков и в особенности их рассказ о транспортном моделировании Парижа. По словам экспертов, столица Франции, как ни один другой город мира, близка Москве по топологии. Оба мегаполиса имеют радиально-кольцевую структуру, разделенную по диагонали рекой. И проблемы, с которыми сталкивается сегодня Москва при организации транспортного обслуживания, во многом напоминают те, что в свое время вынужден был решать Париж. Даже подходы к организации дорожного движения в этих городах аналогичные. Достаточно вспомнить электронные информационные табло, установленные на МКАД. Они такие же, как на бульваре Периферик в Париже (фр. Boulevard périphérique de Paris).
– Большой Париж, где проживают 18 миллионов человек – это как большая Москва, – заявил президент PIRON Consulting SAS Винсент Пирон, разработавший социально-экономическую модель, учитывающую последствия инвестиций в городской транспорт и жилищное строительство. В 2009-2011 годах он участвовал в разработке принципов дорожного движения и организации платных дорог в Москве, в том числе трассы Москва-Солнечногорск. Поэтому о проблемах знает не понаслышке. Говоря об опыте организации платных дорог в Париже, он отдельно остановился на слабых сторонах тех моделей, которые сейчас используются в мегаполисе.
О крупной транспортной модели всего Парижа рассказала директор Siemens, Aimsun SARL Аврора Реми. Над этим проектом компания, которую она представляет, работала по контракту с мэрией более 10 лет. По ее мнению, так называемая гибридная транспортная модель – оптимальный вариант для моделирования транспортных потоков в крупных городах. Она отдельно остановилась на вопросах моделирования полос для общественного транспорта и создания пешеходных зон в Париже. Ее коллега, специалист по направлению моделирования высокоавтоматизированных транспортных средств Siemens, Aimsun SLU Мартин Хартман рассказал о том, как оценить готовность инфраструктуры к использованию беспилотного транспорта, к внедрению которого постепенно приступает и Москва.
Кульминацией конференции стало выступление признанного во всем мире эксперта Луиса Гильермо Уильямсена, являющегося соавтором одной из самых известных в мире книг в области транспортного моделирования «Modelling transport, 4th Edition» (2011 г.) и автором «Better traffic and revenue forcasting» (2014 г.). Это поистине выдающаяся личность. За плечами доктора наук более 35 лет опыта работы в качестве консультанта, транспортного планировщика и исследователя с блестящей академической карьерой. Российским коллегам, перед которыми он выступал впервые, господин Уильямсен рассказал о стандартах транспортного моделирования в Великобритании, объяснил, какие риски существуют при их разработке и к чему они могут привести в дальнейшем.
– Среди транспортных моделей, над созданием которых мне приходилось работать, есть и очень хорошие, и очень плохие, – признался эксперт. – Хотя мы стараемся избегать ошибок.
Раскрыв участникам конференции профессиональный секрет, Луис Гильермо Уильямсен напомнил, что Великобритания – единственная страна, где создана национальная транспортная модель, позволяющая определить, в каком районе какое количество передвижений совершают люди ради конкретной цели.
|