В этом году придумать арт-объект для Масленицы в Никола-Ленивце впервые доверят человеку со стороны. Выберут его по итогам большого конкурса. Зачем это нужно – рассказывает Юлия Бычкова.
Расскажите подробнее про конкурс на объект Масленицы в Никола-Ленивце, почему решились на него, ведь до этого объекты для сжигания придумывал, в основном, Николай Полисский?
Юлия Бычкова: Масленица в Николе – очень популярное событие, каждый год оно собирает все больше гостей. Из нерегулярного праздника оно уже стало ежегодным, и нам показалось естественным вывести подготовку к Масленице за пределы Никола-Ленивца и нашей команды. Тем более, что открытые конкурсы всегда способствуют содержательному и имиджевому развитию всего проекта.
Как часто Никола-Ленивец объявляет конкурсы и резиденции?
Ю.Б.: Как правило, мы проводим тот или иной конкурс раз в год для расширения проекта и работы с различными сообществами.
Как молодые и талантливые художники и архитекторы помогают развивать арт-парк?
Ю.Б.: Мы работаем не только с молодыми художниками или архитекторами, хотя, конечно, для нас очень важно их участие в проектах. Но нам также интересно привлекать молодых представителей разных нетворческих специальностей, так как границы профессий сейчас размываются все больше и больше, и самая яркая идея может возникнуть, например, у молодого скейтбордиста или айтишника. Почему бы нет? В условиях конкурса мы специально уточняем, что участие могут принять совершенно любые люди.
Почему нужно обязательно принять участие в конкурсе на объект Масленицы, чем этот опен-колл отличается от других?
Ю.Б.: Я думаю, что участников, конечно, должен заинтересовать масштаб инсталляции – такой большой объект, как мы привыкли возводить в Николе, вряд ли удастся сделать где-то еще – и возможность поработать с природным материалом. Кроме того, в нашей стране не очень развита материальная база для отработки своих идей. Ну и, конечно, возможность заявить о себе на высоком профессиональном уровне.
Какие особые условия вы выдвинули для участников и почему?
Ю.Б.: Все условия – особенные. Например, автор должен будет построить объект вместе с нашими местными жителями. А это не так-то просто, нужно учитывать местный менталитет и высокие строительные навыки людей, которые здесь живут и работают. Это будет своеобразный обмен опытом, возможность проявить свои не только творческие, но и управленческие знания. К этому надо быть готовым. И, конечно, мы строим объект буквально в открытом поле – это тоже нужно помнить.
Выигравший проект будет завязан с общим праздником Масленицы или нет?
Ю.Б.: По условиям конкурса автор должен придумать не только объект, но и принцип горения, и перформанс, который предваряет сожжение.
Какие ваши любимые объекты Масленицы предыдущих лет?
Ю.Б.: Мой любимый объект – это «Байконур». Мы сжигали его в 2005 году, а также двуглавая «Жар-птица», ее первый раз зажгли в 2008 году. Кстати, это единственный металлический объект, который не был уничтожен, он до сих пор находится в Никола-Ленивце и иногда зажигается по другим поводам.
Не жалко ли было сжигать столько красивых произведений искусства?
Ю.Б.: Николай Полисский ввел эту традицию еще в 2002 году, когда была сожжена первая сенная башня около реки Угра. Он руководствовался тогда принципом регенерации и воспроизводимости идей на этой территории. После того, как искусство стало для Никола-Ленивца экономическим «фундаментом», мы по-другому стали относиться к «временности» арт-объектов. Но на Масленицу грех не сжечь, то что построено специально для большого огня.