Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.03.2020

AkzoNobel участвует в реставрации знаменитого шедевра Рембрандта «Ночной дозор»

Мастерская:
AkzoNobel
Dulux

Благодаря сотрудничеству Рейксмюсеум и AkzoNobel картина проходит самую масштабную и инновационную процедуру реставрации в истории мирового искусства

В июле прошлого года началась подготовка к реставрации картины «Ночной дозор» – с самого масштабного исследовательского проекта в истории знаменитого шедевра Ремрандта. Работа проходит в стеклянном павильоне, который спроектировал Жан-Мишель Вильмотт. Таким образом картина, которая является жемчужиной собрания музея и достопримечательностью всего Амстердама, продолжает радовать посетителей.

 
Рабочая группа состоит из научных сотрудников, реставраторов, кураторов и фотографов Рейксмюсеум, специалистов других музеев и университетов, а также компании AkzoNobel, которая выступила экспертом по цветовым решениям.
«Ночной дозор»
«Ночной дозор»
© Photo Rijksmuseum

«Мы приступили к крупнейшей и самой инновационной реставрации за все 219 лет истории музея», – прокомментировал событие генеральный директор Рейксмюсеум Тако Диббитс. – «Рейксмюсеум постоянно следит за состоянием «Ночного дозора», и мы обнаружили некоторые изменения, например, выцветание красок на фигуре собаки в правом нижнем углу картины. Чтобы лучше оценить общее состояние картины, было принято решение тщательно ее изучить. Поэтому мы очень благодарны AkzoNobel, так как осуществляемая при их поддержке работа крайне необходима».
Исполнительный директор AkzoNobel  Тьерри Ванланкер и директор Рейксмузеума Тако Диббитс символически подписывают соглашение о партнерстве. © Photo Rijksmuseum
Исполнительный директор AkzoNobel Тьерри Ванланкер и директор Рейксмузеума Тако Диббитс символически подписывают соглашение о партнерстве.
© Photo Rijksmuseum
Директор Рейксмузеума Тако Диббитс © Photo Rijksmuseum
Директор Рейксмузеума Тако Диббитс
© Photo Rijksmuseum

На время исследования картину вынули из рамы и установили на специально разработанный мольберт. Две подъемные платформы позволяют изучать весь холст, размеры которого внушительны: высота 3,7 м, ширина 4,5 м. К специальной динамичной раме крепятся лампы, фотокамеры и сканеры, с помощью которых каждый миллиметр полотна изучат на микроскопическом уровне.
Павильон для реставрации
Павильон для реставрации
© Photo Rijksmuseum

Фрагменты картины фотографируют с очень высоким разрешением – это позволяет разглядеть частицы пигмента и таким образом исследовать краски на наноуровне. Всего необходимо сделать около 12500 снимков.

Для выявления трещин и изломов используются сканеры, которые работают в различных спектрах и помогают анализировать химические элементы в краске: кальций, железо, калий и кобальт. По картам распределения химических элементов можно определить, какие были использованы пигменты, и раскрыть наконец секрет состава красок Рембрандта. Также технология позволяет выявить основные изменения в композиции. Для сканирования всей поверхности «Ночного Дозора» потребуется 56 сканирований, каждое занимает 24 часа.
Деталь картины «Ночной дозор», увеличенная до 5340 точек на дюйм. © Photo Rijksmuseum
Деталь картины «Ночной дозор», увеличенная до 5340 точек на дюйм.
© Photo Rijksmuseum
Деталь картины «Ночной дозор» © Photo Rijksmuseum
Деталь картины «Ночной дозор»
© Photo Rijksmuseum
Деталь картины «Ночной дозор» © Photo Rijksmuseum
Деталь картины «Ночной дозор»
© Photo Rijksmuseum

Исследование поможет лучше понять состояние картины, а также даст представление о вмешательствах в красочный слой, которые происходили с «Ночным дозором» за последние четыре столетия. С помощью полученных данных специалисты сделают прогноз о старении и скорости разрушения картины, а затем разработают «план лечения».

Работа над «Ночным дозором» стала продолжением многолетнего сотрудничества AkzoNobel и Рейксмюсеум, в рамках которого было поставлено около 8000 литров краски во время реконструкции музея. Для этого потребовалось разработать специальную цветовую палитру (известную как Sikkens RIJKS Colours), соответствующую тем цветам, которые использовал архитектор Пьеро Кейперс изначально.

За процессом можно понаблюдать и он-лайн.
Сотрудники музея разворачивают холст с «Ночным дозором» в июне 1945 года © Photo Rijksmuseum
Сотрудники музея разворачивают холст с «Ночным дозором» в июне 1945 года
© Photo Rijksmuseum
Реставратор снимает лак в 1946-47 годах © Photo Rijksmuseum
Реставратор снимает лак в 1946-47 годах
© Photo Rijksmuseum
Реставрация картины в 1975-76 гг. © Photo Rijksmuseum
Реставрация картины в 1975-76 гг.
© Photo Rijksmuseum
Посетители наблюдают за реставрацией «Ночного Дозора» в 1975-76 гг. © Photo Rijksmuseum
Посетители наблюдают за реставрацией «Ночного Дозора» в 1975-76 гг.
© Photo Rijksmuseum