Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.10.2019

«В виртуальной реальности, на самом деле, ничего нет. Это и есть абсолютная прозрачность»

Архитекторы Наталия Воинова и Сергей Крючков рассказали о своем проекте «Цифровой ландшафт» на фестивале «Зодчество’19», который откроется уже 17 октября.

Наталия Воинова, Сергей Крючков, архитекторы, совладельцы архитектурного бюро ПланАР,
преподаватели Школы дизайна РАНХиГС
Наталия Воинова, Сергей Крючков, архитекторы, совладельцы архитектурного бюро ПланАР, преподаватели Школы дизайна РАНХиГС
Как будет выглядеть ваш спецпроект «Цифровой ландшафт»?

С.К.: На фестивале мы представим десять работ студентов Школы дизайна ИОН РАНХиГС. Все объекты можно будет посмотреть с помощью VR-очков, которые предоставила компания Next.space. Это будут трехмерные пространственные интерпретации двухмерных прототипов – произведений одного из великих художников ХХ века, в диапазоне от Василия Кандинского и Пита Мондриана до Джеймса Розенквиста и Роя Лихтенштейна.

Как это связано с основной темой фестиваля в этом году – «Прозрачность»?

С.К.: В виртуальной реальности, на самом деле, ничего нет. Это и есть настоящая, абсолютная прозрачность.

Как появилась идея проекта? В чем его уникальность?

Н.В.: Идея проекта – учебная. Это формальное упражнение, цель которого напомнить студентам, что архитектура и дизайн, прежде всего, область искусства. Проектируя фантазийное пространство, лишенное какой бы то ни было функциональности, студенты создают произведение станкового искусства, оставаясь, вместе с тем, в поле решения стандартных архитектурных задач. Таким образом мы напоминаем им, что главная цель нашей деятельности – это программирование впечатления, а архитектура – это иммерсивный театр. Цель проекта – дать студентам опыт переживания пространства с драматургией перемещения в нем, с работой с масштабом общей сцены и каждой ее детали, не привязываясь к знакомым формам и смыслам. Оставаясь внутри поля абстрактной живописи, детально проанализировав исходный прототип, студент выступает соавтором произведения, создавая свою работу, неразрывно связанную с эстетическими качествами работы мастера. Для нас было важно, чтобы студенты увидели пространство в двухмерном изображении, поняли, что абсолютно все может стать стартовой точкой для создания архитектуры и дизайна.

Почему для «Цифрового ландшафта» были выбраны примеры нефигуративной живописи?

С.К.: Произведения нефигуративной живописи выбраны в качестве прототипов именно для того, чтобы наличие антропоморфных персонажей и узнаваемого антуража не направляло студентов по ложному пути буквального перевода пространства картины в виртуальную реальность. Задача состояла в том, чтобы отойти от прототипа, и создать свое авторское произведение. Нам важны были интерпретация, создание собственного пространства по ассоциации с прототипом, в его пространственной и пластической логике. Это гораздо труднее сделать, имея перед собой конкретные реалистичные образы. Подобные упражнения делают студенты во многих ведущих архитектурных школах мира: SCI-Arch, SAC, AA, Bartlett, Pratt.

Почему стоит увидеть «Цифровые ландшафты» своими глазами?

Н.В.: Увидеть работы на выставке важно потому, что только там можно будет погрузиться в созданные пространства полностью и исследовать их. Поверьте, впечатление очень отличается от статичного рендера и даже от видео на экране.

ХХVII Международный фестиваль «Зодчество’19» пройдет с 17 по 19 октября в Гостином дворе. Ознакомиться с подробной информацией о событии и зарегистрироваться на фестиваль в качестве гостя можно на официальном сайте www.zodchestvo.com