Пешеходный мост из двух консолей с 40-миллиметровым зазором посредине, спроектированный бюро Ney & Partners, соединил обе части средневекового замка Тинтагель в английском графстве Корнуолл.
Проект бельгийского архитектурного и инженерного бюро Ney & Partners, разработанный совместно с британцами William Matthews Associates, был заказан агентством по охране памятников English Heritage по итогам большого международного конкурса в 2016: о его финалистах Архи.ру писал здесь.
Однопролетный мост перекинут на высоте 57 метров над уровнем моря между материком и так называемым Островом. Проходивший на том же уровне перешеек был разрушен океаном и ветрами еще в XV–XVI веках, поэтому посетителям приходилось спускаться по крутым лестницам, чтобы перейти по низкому мостику, а потом вновь подниматься наверх. Мостик был рассчитан на одностороннее движение, и вкупе с лестницами представлял большую трудность для многих из почти 250 000 туристов, посещавших замок ежегодно – а для некоторых любителей истории вообще делал визит невозможным. Проблемой, помимо прочего, были очереди и «пробки».
Новый мост – шире и позволяет избежать лестниц, кроме того, он служит панорамной площадкой для осмотра берега, Атлантического океана и руин замка, а также позволяет сразу посетить обе части средневековой постройки: на материке расположены остатки ворот, на Острове – основные сооружения. Корнское название замка, Din Tagell, «крепость узкого входа», означает эту его особенность: за воротами начинался перешеек, который можно было легко защитить даже небольшому гарнизону.
Для архитекторов и заказчика было важным осторожное обращение с ландшафтом – Тинтагель (Тинтаджел) – одновременно памятник истории (важный торговый центр V – VII веков и замок Ричарда, графа Корнуоллского XIII века), природы (охраняемая зона особой живописности) и культуры – место действия легенд о короле Артуре, а также о Тристане и Изольде.
Мост проходит на 28 метров выше, чем старая туристическая переправа, и его пролет составляет 68,5 метров – это две консоли с зазором в 40 миллиметров. Зазор обозначает границу между прошлым и настоящим, реальностью и легендой, материком и Островом. При ширине 2,4 м мост рассчитан на одновременное движение в обоих направлениях.
Все части сооружения были изготовлены в Плимуте. Структура из двух консолей позволила постепенно наращивать ее при монтаже без использования временных опор. У берегов высота моста – 4,5 м, в центре она уменьшается до 1,7 м. В качестве материалов выбраны окрашенная сталь (несущая конструкция) и нержавеющая сталь Duplex (ограждение). Перила изготовлены из древесины дуба. Мощение выполнено из 40 000 пластин местного сланца, поставленных на торец: они были высечены вручную в каменоломне Делабол всего в трех милях от Тинтагеля.
На пластины нанесены имена тысячи жертвователей, сделавших взнос по 5 фунтов. При этом самую крупную сумму, когда-либо полученную от частных лиц English Heritage, 2,5 миллиона, передали проекту Ханс Кристиан Раусинг, наследник компании Tetra Pak, и его жена Джулия. Общий бюджет составил 5 млн фунтов: кроме моста, он охватывает реконструкцию дорожек на территории Тинтагеля, а также защиту его исторической и природной среды от влияния туризма.