Предлагаем к просмотру три короткометражных фильма: пародию на архитектора-звезду, документальную ленту о том, как протекает жизнь в модернистских постройках Бразилиа, а также кино-исследование о связи урбанизма с физическими и метафизическими границами. Место действия последнего — Москва.
«Человек, который стоит за самыми уродливыми зданиями мира»
В одном из выпусков программы Alternatino канала Comedy Central высмеяли современных архитекторов – их претенциозность, заносчивость, оторванность от реальности. С юмором, кстати, у Comedy Central всё в порядке: канал в свое время выпускал знаменитый сериал «Южный Парк».
Комедийный скетч построен по законам документального кино о непростой жизни творца. Главный герой Герхардт Фак (Gerhardt Fjuck) рассказывает о своей работе, мнением также делятся приглашенные гости, мелькают кадры с домами, а где-то на заднем фоне играет то драматическая, то вдохновляющая музыка. При этом речь персонажа наполнена трюизмами о вдохновении, реализации мечты и «создании [нового] мира», а проекты оставляют желать лучшего. Герхардта Фака играет Артуро Кастро – комедийный актер родом из Гватемалы, известный по ТВ-шоу «Брод сити».
Фак знаменит тем, что спроектировал «все здания компании AT&T без окон», а также «три узнаваемых постройки в Нью-Йорке»: аэропорт Ла-Гуардия, Пенсильванский вокзал и автовокзал Портового управления. Это все реально существующие сооружения, не отличающиеся особой красотой, но авторы у них, конечно же, другие. В довершение ко всему герой псведодокументального фильма придумал еще и «первый в мире наземный подвал». В шоу собрали многочисленные клише об архитекторах современности. Здесь есть и бессмысленно возвышенная риторика, очки как у Ле Корбюзье, минималистичные интерьеры и оригинальный (или сомнительный) источник вдохновения – мусорная корзина.
«Модернистская жизнь»
Замысел принадлежит Клею Родригесу (Clay Rodrigues), основателю архитектурного бюро из Сан-Пауло Debaixo do Bloco; с реализацией помогла студия Seriema Filmes. Эта короткометражка – рассказ о повседневности в жемчужине модернизма – Бразилиа. Напомним, у города очень необычная судьба: его с нуля построили в конце 50-х, в 1960-м он стал столицей Бразилии, а в 1987-м его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Генеральный план города составил архитектор Лусио Коста, а главные административные и общественные здания построил Оскар Нимейер.
В Бразилиа модернистская архитектура живет не только в «специально отведенных местах» – она есть и в повседневной жизни обычных граждан. Это и попытались изобразить авторы фильма. Сначала город показывают с высоты птичьего полета: сверху хорошо видно аккуратно расставленные дома блочного типа. Затем камера подъезжает к одной из квартир – уже можно рассмотреть детали обстановки и ее обитателей. Кстати, дом, задействованный в съемке, был отреставрирован силами бюро Debaixo do Bloco.
«Фобос»
Авторы видео, московское бюро SKNYPL, исследуют природу и роль страха в формировании физических и метафизических границ. Кино впервые показали на Лондонском архитектурном фестивале в июне этого года, темой которого стали «Границы». «Фобос» (от греческого «страх») – своего рода фильм-инсталляция, действие которого происходит в Москве. Но вообще, поясняют авторы, это история о любом крупном городе.
Что на самом деле первично – страх или граница? Где начинается физическая граница и заканчивается метафизическая, есть ли разница между ними? Какова роль урбанизма в создании и преодолении страха? Эти вопросам посвящены 11 минут фильма.
«Фобос» говорит о главенствующей роли границы – это и маркер, который вырисовывает особенности субъекта и объекта, и их защитная функция. Обыкновенные страхи становятся ярлыками этих препятствий, в особенности метафизических. Базируясь на метафизике человеческой природы, город становится бесконечным фракталом видимых границ.