В фотопроекте «Ретрофутуризм» иранский архитектор Мохаммад Хассан Форузанфар переосмысляет традиционную архитектуру родной страны. В новой серии коллажей он исследует проблему разрушения древних построек и предлагает посмотреть на реставрацию с иного – довольно радикального – ракурса.
Состояние построек доисламской Персии, представленных на изображениях, оставляет желать лучшего. И несмотря на то, что многие из них являются памятниками мировой культуры, будущее древних строений современного Ирана остается неопределенным, поскольку до сих пор нет четкой стратегии по их сохранению.
Мохаммад Хассан Форузанфар решил собственными руками «восстановить» обветшавшие памятники – в цифровом формате. Вспомогательным инструментом стали постройки известных западных архитекторов. Так, на месте одной из гробниц некрополя Накше-Рустам появился фрагмент дрезденского Музея военной истории, который в 2011 реконструировал Даниэль Либескинд. Другие сооружения получили узнаваемые элементы зданий, спроектированных Захой Хадид, Норманом Фостером и другими «звездными» архитекторами.
«То, что осталось от древней иранской архитектуры, разрушается все больше и больше, – поясняет молодой иранский архитектор. – Предварительные расчеты, консервация и реставрация этих ценных объектов происходит слишком медленно. В этом проекте я попытался принципиально расширить границы древней архитектуры Ирана и дать новое видение реставрации. Нам крайне необходим новый, современный взгляд на архитектурные памятники».
Автор считает, что противоречивая смесь современной западной и древней восточной архитектуры поможет связать прошлое его страны с будущим и настоящим Запада.